» » Греческие обряды. Традиции и обычаи греции

Греческие обряды. Традиции и обычаи греции

Свадьба является одним из самых важных и самых волнительных событий в жизни каждого человека, и, конечно же, все хотят, чтобы свадебная церемония была красивой и запомнилась надолго. В разных странах свадьбы проводят по-разному, учитывая традиции предков и современные веяния. В нашей статье мы расскажем, как же проводится большинство свадеб в Греции в наши дни.

Городские и деревенские греческие свадьбы хотя и значительно отличаются, но и в тех, и в других стремятся воплотить традиции и соблюсти необходимые ритуалы. К свадьбе греки готовятся заранее, за год, а то и за два года. Молодые в это время ходят обрученными. Невеста со своей семье за это время успевает подготовить приданое: рубашки, платья, юбки, пояса, постельное белье, шторы, скатерти, коврики для будущего дома, все вещи создаются своими руками. В приданое также входят ювелирные украшения.

Празднование свадьбы длится около недели, начинается приготовление к свадьбе в понедельник, в течение недели рассылают приглашения гостям, пекут свадебный хлеб, готовят приданое и занимаются прочими предсвадебными хлопотами. Существует интересный обычай, связанный с выпеканием свадебного хлеба. В это время жених присылает в дом невесты тайком муку, а подружки невесты этой мукой обсыпают невесту и родственников жениха, если они приходят в дом.

Приближается день свадьбы, и в пятницу накануне семья невесты на бельевых веревках перед домом развешивает приданое, чтобы все могли увидеть, какая рукодельница невеста и что семья невесты обеспеченная. После этого приданое снимают с веревок и убирают в сундуки, пересыпая слои вещей миндалем, орехами и инжиром.

Свадебное празднование начинается в субботу, еще до венчания. Жених закалывает молодого барашка для пиршества, и в этот же день перевозят приданое в дом жениха.

Венчание происходит утром в воскресенье, перед этим ее наряжают в свадебный наряд и расчесывают, вплетая в волосы длинные золотые нити. Лицо невесты прикрывают вуалью розового цвета. Если у невесты есть брат, то ему достается право завязать на своей сестре пояс на три узла, после чего невеста целует всех собравшихся гостей и садится в отведенный для нее и украшенный «угол невесты».

По традиции невеста должна делать вид, что не хочет уезжать из родительского дома и всячески сопротивляется. Но жених должен показать свою силу и мужество и все-таки увезти свою невесту. Кроме того, он должен откупиться от родственников и подружек невесты подарками, только в этом случае его пропускают в дом. Часто на свадьбах бывает такой ритуал, связанный с туфельками невесты: белые туфельки, в которых невеста покинет отчий дом, привозит друг жениха, а подружки невесты стремятся эти туфельки похитить. Другу жениха приходится платить выкуп за похищенные туфли.

Венчание проводится по православному обычаю в церкви либо дома утром в воскресенье. Это очень красивая церемония, очень похожая на венчание в русской православной церкви. Свидетели держат над головами жениха и невесты венцы (короны), молодожены держат в руках белоснежные зажженные свечи, священник читает молитвы, хор на клиросе славит молодых, жених с невестой обмениваются венчальными кольцами. После этого гости поздравляют новую семью, а при выходе из храма молодых обсыпают рисом как символом благосостояния.

Некоторые семьи делают выбор в пользу только лишь административной регистрации брака, например, если жених и невеста разного вероисповедания. Но такое пренебрежение к традициям все же не приветствуется в греческом обществе.

Со вступлением невесты в дом жениха связано множество свадебных обрядов. Например, свекровь кладет на пути следования невесты хлеб, через который та должна перешагнуть. И в зависимости от того, какой ногой переступит невеста через хлеб, делаются выводы, счастливой ли будет семейная жизнь молодых. Перешагнуть правой ногой считается хорошим знаком. Еще при входит в дом жених с невестой часто держат во рту золотые монеты для того, чтобы в своей семейной жизни они говорили друг другу только золотые, добрые слова.

Перед свадьбой невеста пишет на подошвах своих туфелек имена незамужних подружек. Считается, что та, чье имя сотрется первым, выйдет замуж следующей.

Хорошим знаком считается, если перед первой брачной ночью по кровати молодоженов пробегутся детишки. Значит, с детьми у новой семьи все будет в порядке. Иногда специально на кровать кладут младенцев. В зависимости от пола младенца, которого положат на кровать молодых первым, делают вывод о том, кто первым родится в новой семье: мальчик или девочка.

После первой брачной ночи, если у молодоженов все получилось, то гости имеют право съесть припрятанные в сундуке лакомства. Невеста достает из сундуков приданое и в шутку кидает вещи в родственников жениха, а орехи и инжир складывает в свой фартук, потом она ими угощает гостей. Обычно это происходит вечером в воскресенье, гости поют песни и танцуют. Если же у жениха с невестой ничего не получилось, то невесту вместе с ее приданым отправляют назад в родительский дом.

В былые времена свадьбы чаще всего проводились, когда невеста была уже на сносях. В этом не было ничего зазорного и постыдного, наоборот, считалось хорошим знаком, что невеста здорова и плодовита, и что род жениха будет точно продолжен.

Основное празднество проходит вечером в воскресенье. Одна из интересных свадебных традиций в Греции – «танец денег», когда гости, танцуя вокруг молодоженов, прикрепляют к их одежде денежные купюры. Во время одного из танцев молодых к ним присоединяются все неженатые гости-мужчины, в процессе танца невеста роняет платок, и тот, кто сможет его поймать, женится следующим.

Еще один из свадебных обрядов проводится во время прогулки, когда молодожены с гостями идут к фонтану или иному источнику воды. Невеста должна набрать в кувшин воду из источника и напоить гостей. Эта традиция идет еще из античных времен и символизирует плодородие. После этого водного обряда гости кидают в фонтан монетки.

В деньгами связан еще один обычай на греческих свадьбах: нужно обязательно кидать в приглашенных музыкантов денежные купюры.

В Греции существуют некоторые суеверия, связанные со свадьбой. Например, нельзя венчаться в мае и тем более во время Великого Поста. В течение года после свадьбы молодой жене нельзя расстраиваться и переживать, поэтому ей запрещено принимать участие в похоронах, поминках и других грустных церемониях. На одежде гостей, а главное друзей жениха и подружек невесты, часто имеется символическое изображение глаза. Греки верят, что этот знак защищает от сглаза. Также, чтобы не сглазили, жених с невестой никому не говорят, куда они отправятся в свадебное путешествие.

Вообще свадьба в Греции – это очень пышное, шумное и многолюдное торжество, где много музыки, песен и танцев. – это удивительный симбиоз православных христианских традиций и древних суеверий и обрядов. Во время свадебных гуляний чаще всего можно увидеть большое количество людей в национальных греческих костюмах, особенно если свадьба проходит в деревне. Именно в сельской местности наиболее трепетное отношение к соблюдению традиций. Свадьбы, проходящие в греческих городах, более стандартизированы и похожи на свадьбы в других европейских странах. Но все же и в деревнях, и в городах Греции стремление сохранить свадебные традиции и следовать им ярко проявлено.

    Греческий шафран – золото греческой земли

    Шафран – самая дорогая в мире пряность растительного происхождения, которая получается из пыльцы и рылец одноименного растения. По утверждениям ботаников, в диком виде в природе оно не встречается, потому что возделывают его с момента начала культурной истории человечества. Родина растения – Передняя и Малая Азии, и Индия. Иногда за пряность под названием шафран выдают пыльцу бархатцев, которая тоже обладает вкусовыми и красящими свойствами, но ценится намного меньше.

    Мистра (Мистрас), в прошлом возможно Мизитра, эволюционировал от крепости до столицы Мореи, города, по улицам которого ходил последний император Византии. Этот город, был постоянно обречен на гибель, потому что он постоянно находился на линии противостояния между крестоносной Европой и Византией, которую чуть позже сменит Османская империя.

    Религия и секты в Греции

    Греческие закуски

    Если вы приехали в Грецию и не знаете куда пойти в первую очередь, то отправляйтесь в классическую греческую таверну. Именно здесь вы познакомитесь с разнообразной греческой кухней, отдохнете от поездки и просто сможете понаблюдать за поведением греков в непринужденной обстановке.

    Могила Крисея. Науса

    Могила Крисея - это двухэтажная усыпальница, самое большое в мире, до настоящего момента, македонское захоронение. Нижняя часть выполнена в дорическом стиле с ложными галереями. Немного фантазии и представим колонны, которые составляют портик, типичная черта македонских домов, сохранившаяся до наших дней

Знаменитые Афины, волшебные мифы, легенды, величественные боги – все это мы вспоминаем, когда речь заходит о прекрасной и таинственной Греции, родины античной цивилизации. Греческая культура насчитывает десятки сотен лет и по праву может считаться одной их древнейших в мире. Страна, подарившая миру Олимпийские игры, классическую архитектуру, поэзию, скульптуру, демократию имеет огромное количество народных обычаев. Каждый остров Греции наделен своими традициями и обрядами.

Древние обычаи

Легенды и мифы древней Греции пересказываются и переписываются веками. Древние греки придавали большое значение колдовству и предсказаниям, а пророки и прорицатели пользовались большой славой и уважением местных жителей. Люди приходили к ним толковать сны, предсказывать будущее или навсегда забыть прошлое. По традиции, древнегреческие оракулы придавали глубокий смысл знакам природы. Ими могли быть пролетевшая мимо птица, шум зашелестевшей листвы дуба или журчание воды. Греки ходили в специально отведенные священные места, чтобы увидеть вещий сон и предугадать, таким образом, свое будущее.


Совет

Если вам посчастливилось попасть в Грецию, не удивляйтесь большому количеству праздников, организованных в честь разных богов. У каждого грека есть свой «святой», к которому регулярно обращаются с просьбами и всячески «задабривают» на религиозных торжествах.

Обычаи и традиции современной Греции

Эллада оставила нам прекрасные памятники архитектуры, литературы и театрального искусства. Наряду с ними до наших дней сохранились традиции, обряды и ритуалы, которые соблюдают и в современной Греции.


Украшения и одежда

В Македонии, как и в любой другой стране, с особым трепетом относятся к свадебным обычаям. Украшение невесты, шествие по улицам с музыкой и угощениями, оплакивание невесты - такова греческая традиционная свадьба. Кое-где еще можно увидеть греческую национальную одежду: стиванию, шаровары, темные платки или многоцветные костюмы.


Карнавал

В стране существует обычай устраивать Дионисейские карнавалы. Шествие происходит под музыку духовых инструментов, в маскарадных костюмах с песнями и плясками.


Древний символический ритуал забоя свиньи посвящается церемонии поклонения дереву. Его традиционно обвязывают ленточками. Большое значение греки придают празднованию Пасхи и Рождества. На столы подаются излюбленные закуски и лакомства, повсеместно устраивают колядки и гадания.


Суеверия

Греки очень суеверны, несмотря на свою религиозность. Современные жители пользуются оберегами от порчи в виде голубой бусинки с рисунком, имитирующим радужную оболочку глаза или украшением «кошачий глаз».


Семья и приветствие

Греческие семьи, как правило, очень большие и часто проживают в одном доме все вместе. Сейчас такая особенность характерна для деревень или небольших населенных пунктов. Еще один интересный обычай связан с походом в гости. Входить в греческий дом нужно только с правой ноги, обязательно подарить хозяевам небольшой презент и сказать несколько приятных пожеланий. По традиции, при встрече, и женщины и мужчины два раза целуются в щеку, подставляя по очереди каждую.


Знаете ли Вы каков традиционный режим дня у среднестатистического грека?

Греков можно назвать как жаворонками, так и совами. Просыпаются жители в 5-6 часов утра, а ложатся спать после 23 часов ночи. Но следуя устоявшемуся обычаю, часы сна с лихвой восполняются дневной сиестой, с 14 до 16 часов дня.


Вывод:

Единожды посетив Грецию, вы оставите о ней впечатления на всю жизнь и обязательно захотите вернуться. Но чтобы понять всю глубину устоев, ритуалов и традиций греческого народа, одной поездки недостаточно. Многообразие и глубокий смысл обычаев народ впитывает с молоком матери, а мы можем лишь прикоснуться к культурному наследию страны, но при этом ощутить всю значимость исторической эпохи, чьи отголоски нашли свое место в современном мире.


Обычаи и традиции Греции

Обычаи Греции


Греция, - уникальная по своей культуре страна, в которой смесь предрассудков и обычаев тесно вплетается в узор повседневной жизни. Мало кому в нашем мире высоких технологий удалось сохранить старинные традиции во всем их великолепии, но Греция - ярчайший тому пример.

Греки, как нация, - достаточно суеверный народ, хотя и редко это признают. Даже в наши дни сложно найти в Греции ребенка, который бы не носил на цепочке бусинку из бирюзы, отводящую сглаз и порчу. Такие бусинки можно встретить и в машинах на зеркалах заднего вида, и на шее у лошади; иногда их украшает изображение маленького глаза.

Многие обычаи, оберегающие от порчи, очень близки, по сути, к нашим. Таким образом, если грек, превознося Вашу красоту и обаяние, постучит три раза по дереву или сплюнет через левое плечо - не удивляйтесь, ведь все это делается исключительно с целью уберечь Вас от зависти богов, которые могли бы подслушать ваш разговор.

Часто можно услышать, как в разговоре двух греков буквально "в пыль" критикуется какой-то их общий знакомый. Причем обилие шума и жестов при этом создает полное впечатление начала крупного конфликта. Но это не зависть к обсуждаемому человеку и не желание ему зла, а наоборот - ограждение его от сглаза и порчи.

Народонаселение Греции с трудом можно назвать ярыми фанатиками и защитниками христианской церкви - большинство их обычаев и традиций имеют под собой почву, созданную языческой религией. Даже их взаимоотношения с богом имеют некий характер взаимовыгодной сделки - грек должен принести какое-либо подношение в надежде получить желаемое. Однако и тут проявляются свои особенности культуры - например, в качестве подношения нередко используется такой предмет, как «тама», неизвестный более ни для каких народов. «Тама» представляет собой серебряную табличку с изображением того, кого требуется оберегать или вылечить, - например, на ней может быть выгравирован ребенок, или сердце, или глаза, а иной раз даже машина, яхта, дом.

Немалая часть обычаев и традиций связана напрямую с приходом в дом гостей. Так, по одному греческому поверью, считается дурным тоном не предложить гостю чего-нибудь выпить. От такого приглашения отказываться не следует. Также интересно отметить, что если человек не намеревается остаться у гостеприимных хозяев на ночь, то ему ни в коем случае нельзя причесываться в этом доме или стричь ногти.

Кто не помнит старинного русского фразеологизма «встал с левой ноги»? Слабый отголосок этого присловья можно увидеть и в обязательной традиции первому гостю первого января переступать порог строго правой ногой. Чтобы окончательно соблюсти все традиции, этот гость также должен принести с собой плод граната, и, входя, швырнуть его об пол, чтобы зерна, разлетевшиеся вокруг, принесли благополучие и процветание в этот дом.

Стоит также упомянуть об одной интересной традиции, которая после 19 века отошла в историю. Знает ли кто из нынешних модниц, что не так давно в Греции короткие, обрезанные волосы считались позором для всей семьи и самой девушки? Тем не менее, короткие волосы могли свидетельствовать либо о ревнивом нраве мужа, который подстриг свою супругу, чтобы никто больше не пожелал на ней жениться, либо о вероломной мести враждующей семьи.


Жизнь после смерти

греция обычай традиция

Безудержный оптимизм греков нигде так не проявляется, как в их похоронных обрядах. Поскольку никто не считает себя грешником, каждый убежден, что когда умрет - попадет на небеса, на специально зарезервированное для него облачко. Поэтому мысли о смерти особого ужаса не вызывают.

Греческие похороны - это тщательно разработанное мероприятие, за которым следует угощение - кофе и бренди - для тех, кто пришел проводить покойного, а для близких родственников и друзей устраиваются также поминки с рыбным меню.

Памятные службы совершаются на 40-й день после смерти, и тогда едят ложечками восхитительную смесь из вареных пшеничных зерен, разнообразных орехов, семечек, изюма и сахара.

Греки после смерти покоятся в могилах из мрамора, увенчанных большими белыми мраморными же крестами. Через три года после погребения кости выкапывают и помещают в семейные усыпальницы, решая, таким образом, проблему перенаселения кладбищ. Цветы, свежие или искусственные, и постоянно горящие масляные лампы являются стандартным украшением могил. Яркие разноцветные пластмассовые ведерки - свидетельство того, что преданные родственники регулярно моют мраморные плиты.

Кладбища ежедневно с утра до вечера полны народу, и священники в нарядном облачении расхаживают взад-вперед по аллеям, готовые откликнуться на призыв любого, кому вдруг вздумается заказать 10-минутную поминальную службу у могилы родственника или близкого друга. Ночью ярко горящие светильники под высокими кипарисами придают греческим кладбищам спокойную и безмятежную атмосферу, где нет места страшным призракам.

Вера греков в загробную жизнь (причем в жизнь хорошую и комфортабельную) означает, что праздник Пасхи становится главным религиозным событием. Начинается он со Страстной недели, во время которой практически все блюдут пост и забегают в церковь, пусть даже всего один раз и на несколько минут, чтобы отстоять специальную службу. В Страстную пятницу совершается процессия украшения цветами Гроба Господня, и завершается кульминация в Великую субботу полуночной службой под открытым небом. Наконец, шутихи и фейерверки разукрашивают ночное небо, возвещая воскрешение Христа, и улицы наполняются людьми, несущими домой зажженные свечи.

Пасхальное воскресенье немыслимо без жаренного на вертеле барашка и без разбивания раскрашенных крутых пасхальных яиц со всеми, кто присутствует на празднике. Один держит яйцо в кулаке, другой ударяет его своим яйцом. Последний говорит: "Христос воскрес!", а первый отвечает: "Воистину воскрес!". Потом яйца переворачиваются, и процедура повторяется. В конце концов, каждая семья остается с горой крутых яиц, которые на следующий день режутся в салат.


Жизнь семьи


Греки считают членами своего семейства не только мать, отца и детей, но и всех бабушек, дедушек, теть, дядь и прочих кузенов. В сельских районах, так как оба родителя обычно работают на земле и мало бывают дома, бабушки и дедушки проживают со своими детьми и ухаживают за внуками. В городах же картина более близка к общеевропейской, но и здесь представить себе греческую семью без многочисленной родни, навещающей друг друга ежедневно или живущей рядом, попросту невозможно.

Традиционно греческое общество было довольно сильно разделено по гендерному признаку. Даже до прихода турок мужчины и женщины имели очень различные роли в семье и различное положение в обществе. Женщины, как ожидалось, должны были сосредоточить свои усилия на семье и доме, мужчины - обеспечивать семью всем необходимым. Сегодня эти роли изменились, и довольно сильно. Женщины в местном обществе давно имеют равные права с мужчинами и достигли больших профессиональных высот, с 1952 года они имеют право занимать общественные посты. При этом не следует забывать, что мать и бабушка всегда имели в местной семье очень высокое положение, и "новые веяния" только укрепляют этот статус. Выходя замуж, греческая женщина может оставить себе девичью фамилию.

Характерно, что родители обычно строят или достраивают дом не для сыновей, а для дочерей - именно они здесь являются неформальными наследниками своих родителей, хотя по закону все дети имеют равные права.

Взаимоотношения между людьми разных возрастов достаточно стандартны для европейской страны. Однако уважение к старшим всеобъемлюще - они первыми входят в комнату, первыми садятся за стол, руководят всеми церемониями и являются главными советчиками во всех аспектах жизни семьи. В случае если за столом сидит несколько пожилых людей, ориентируются на самого старшего, даже если он не является членом семьи. Дети обычно выполняют всякие мелкие поручения или прислуживают старшим в меру приличия. Традиция заставляет более молодых женщин публично подчиняться мужчинам и не противоречить им, однако старшие женщины в семье могут прерывать разговор мужчин без опасения. Да и в целом греческие женщины не особенно церемонятся в этом вопросе, но - только "в кругу своих". Крик и брань на людях считаются признаком неумения решать свои дела самостоятельно и спокойно, а потому откровенно не приветствуются. При этом немаловажен и вопрос родства или знакомства - если на людях просто одетая женщина открыто отчитывает представительного мужчину, то можно быть уверенным, что это либо его родственница, либо хорошая знакомая его родни. В противном случае столь явное унижение мужчины в глазах окружающих попросту недопустимо. Но и мужчина прилюдно повышать голос на женщину практически не имеет права - не она сама, так окружающие быстро "прилепят" ему ярлык слабака, что в местных условиях исправить бывает очень непросто. Впрочем, это опять же касается самих греков - в районах проживания этнических меньшинств картина может быть совсем иной.

Опьянение и появление в нетрезвом виде в общественном месте всегда было в Греции поводом для презрения как неспособность держать себя в руках. Нетрезвый вид при совершении какого-либо проступка считается здесь отнюдь не смягчающим вину обстоятельством, а наоборот, причем заметно. В этом причина многих довольно серьезных конфликтов с иностранными туристами. Здесь же кроется причина того, что грек никогда не будет настаивать на "еще по одной" за столом - чувство меры и искусство винопития здесь возведено в культ (в среде близких людей еще можно рассчитывать на некоторое снисхождение, но не более того). Репутация пьяницы здесь вполне способна испортить человеку всю жизнь, а иностранца, замеченного в этом пороке, будут всячески игнорировать - пусть не всегда явно, но зачастую очень язвительно.

Поздороваться при входе в таверну или магазин со всеми присутствующими, в том числе и с незнакомыми - вполне в порядке вещей. В провинциальных городках даже на улицах все здороваются со всеми, причем часто не по разу за день.


О наказаниях


В некоторых греческих деревнях воры (конокрады, скотокрады) не боялись тюремного заключения (15 суток за каждое украденное животное), Самым страшным для них было совсем другое наказание, то, что происходило после их освобождения: каждому пойманному преступнику, полиция или односельчане взваливали ему на плечи животное, или предмет, который он своровал, и в сопровождении жандармов и местных жителей, он должен был пройти всю деревню от края до края крича: "Что хотел то и получил!".

Похожему наказанию подвергались и неверные жены, арестованные за измену мужу. Их сажали верхом на осла задом наперед и водили по всей деревне от края до края, хлестая и дразня их.

С древних времен и по настоящий день, в большинстве районов Греции, подготовка девочек к свадьбе начиналась практически с момента ее рождения. Матери готовили и приданое для своих дочерей(постельное белье, полотенца) и собирали все необходимое для ведения хозяйства. Так же приданое включало в себя земли, стада животных и деньги. Во многих районах Греции, отец невесты должен был подготовить обустроенный дом для молодоженов.

Свадьба празднуются в течение нескольких дней, чтобы все друзья и родственники повеселились от души. Отец (глава семьи) и именно он имеет право наложить "вето" на желание заключить брак со стороны пары, а пара, в свою очередь должна не только следовать его советам, но и принять его возможный отказ.

На кануне свадьбы(обычно в пятницу или субботу вечером), происходит "нифостоли"(дословно - невестино украшение).Для этого, свободные(незамужние) девушки-подружки украшают дом невесты пиданым: вышитые одеяла и подушки, постельное белье и т.п.Во время этого присутствуют все родственники и друзья невесты, но кроме жениха(видеть невесту до свадьбы считается плохим знаком для будущей семьи). Гости украшают брачное ложе цветами, монетами и другими деньгами.

В день самой свадьбы происходит традиционное приготовление невесты. Девушка пишет на подошве своих свадебных туфель имена незамужних подруг, девушка, чье имя сотрется первым- вскоре выйдет замуж. Родственники и друзья жениха идут к нему в дом для "бритья" будущего мужа и шафера (кумбароса). После "бритья", вся эта процессия сопровождает жениха до церкви, где он будет ждать свою невесту, кум едет за невестой, чтобы предупредить о том, что все ждут её приезда. И вот подъезжает машина и выходит невеста, а за ней следуют маленькие дети, обычно это девочки «паранифакья», одетые соответственно в белые платья. Отец невесты подводит её к церкви и в это время вокруг раздаются бурные аплодисменты приглашенных. Отец передаёт свою дочь в руки счастливого жениха. После этого жених и невеста, а за ними и все приглашенные, входят в церковь, и начинается таинство. Во время венчания кум надевает кольца молодым.

После венчания в церкви все приглашенные отправляются на пиршество в ресторан, где всегда звучит «живая» музыка. Веселиться все начинают после того как приезжают в ресторан молодожёны. Первыми начинают танцевать невеста с женихом. Существует очень интересный обряд, когда на сцену вместе с невестой выходят танцевать только неженатые парни. Во время танца невеста бросает в круг свой платок. Считается, что тот, кто поймает этот платок, в скором времени женится. На следующий день после свадьбы молодожены отправляются в свадебное путешествие, которое должно оставаться в секрете. Весь первый год после свадьбы невесту оберегают от переживаний, не разрешается ходить на похороны и даже есть поминальную кутью.

День крещения - это один из самых важных дней в жизни православных греков. Обычно это происходит в первый год жизни ребенка. Как правило, до крещения новорожденный не имеет имени, и его называют просто "моро ", что в переводе означает "малыш".

Церемония крещения начинается у входа в церковь, где родители ребенка отдают его в руки крестного отца или крестной матери (нонос и нона). Затем священник, родители и крестные проходят в церковь, где одна из женщин(обычно бабушка), берет ребенка на руки, его раздевают и заворачивают в белое полотенце.

Затем священник благословляет воду из купели, и добавляет оливковое масло, купленное крестными родителями. После этого он три раза погружает малыша в купель с освещенной водой, произнося выбранное имя (обычно это имя бабушки или дедушки). Ребенок принимает причастие от священника, который благословляет младенца с "мирра" (масло, освященное Патриархом), а так же одежду ребенка. Затем его одевают в белую одежду, и священник вешает на шею золотую цепочку с крестом и дает младенцу его первое Святое Причастие.

В конце церемонии родители целуют руки крестного отца и крестной матери и слышат пожелания от всех гостей долгой жизни. Далее праздничная церемония продолжается либо в доме, либо в ресторане.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Греция достаточно традиционная страна и Греки, как никто, чтят наследие своих предков. Любое торжество или событие хранит отпечатки великих традиций эллинской мудрости. Не является исключением и греческая свадьба, традиции которой пронеслись к нам сквозь столетия. И, кроме того, Греки умеют получать от жизни удовольствие, превращая любой праздник в гулянье с веселой музыкой, песнями, танцами и шутками.

Я полагаю, что, так же как и в других странах, в Греции многочисленные свадебные традиции можно увидеть только в деревнях. В городах, конечно же, все свадьбы гуляют более современно, но и в них, все таки, сохранился национальный колорит.

На сегодняшний день законодательство Греции позволяет иметь только гражданский брак, но не смотря на это, для большинства греков, настоящим браком остается таинство венчания. Я же вам расскажу о самых современных свадебных традициях, которые до сих пор придерживаются на греческих свадьбах


По окончанию свадьбы молодожены отправляются в дом мужа, где их встречает его мать. Вход молодой невестки в новый дом так же сопровождается рядом интересных обычаев и я вам расскажу вам о некоторых из них

  1. На пороги молодоженов встречает мать жениха со сладостями или медом «на сладкую жизнь» Она должна накормить обоих, перед тем как они войдут в дом.
  2. Перед входом в дом, мать жениха вручает молодым плод граната, который еще в Древней Греции считался символом благополучия и достатка.
  3. Ступая на порог нового жилища, супруги должны с правой ноги и одновременно, что бы в их доме всегда было взаимопонимание и счастье.

На самом деле свадебных традиций в Греков огромное количество и в каждом регионе страны они разные. В древние времена, когда создавались эти обычаи, люди верили, что соблюдая все необходимые обряды, они обеспечат молодоженом счастливую, благополучную жизнь. В этом, конечно же, есть доля правды – во что верим, то и получаем! В наше время, когда все же на Греческой свадьбе придерживаются некоторых свадебных обрядов, она превращается в колоритное и красочное событие. Если вам повезет побывать на такой свадьбе, я уверена, что она вам запомнится, как самый яркий праздник!

А я вам желаю, что бы ваша свадьба была необычно красивой, а семейная жизнь самая счастливая!

Ваш свадебный организатор в Греции, Наталия Павличенко.

Первым из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сват или сваха, причем чаще сваха, выбираемые из числа родственников или друзей, засылаются обычно родителями жениха к родителям невесты, но изредка - наоборот. При их посредничестве заключается предварительное соглашение.

Главный вопрос при этом - о характере приданого: будет ли оно состоять только из одежды, утвари и других предметов обихода или будет включать более серьезные вещи (деньги, недвижимую собственность и т.д.). Характер и размеры приданого играют не только экономическую роль, но и влияют на общественный престиж брачующихся семей. Современные социальные процессы провоцируют протест против обязательного приданого, накладывающего слишком тяжелые обязательства на семью невесты (достоверные данные имеются по греческим общинам Кипра). В городских условиях основным элементом приданого (не считая денег или ценных бумаг) становится дом, в селе - земельный участок с растущими на нем оливковыми деревьями и в иноградни-ками, но, как уже говорилось выше, нередко также и дом. Очевидно, что в этих случаях именно приданое является основой благосостояния молодой семьи и оказывает существенное влияние на выбор невесты. Имеются сведения и о том, что среди малоимущих слоев населения с целью избежать выплаты приданого и расходов на свадьбу (а также при совершении брака вопреки родительской воле) практиковалось, как и у многих других народов, фиктивное похищение невесты с ее согласия. Как правило, браки уводом завершались примирением с родителями, но иногда примирение так и не наступало.

Часть приданого, которая представляла собой движимое и недвижимое имущество семьи невесты, передаваемое в распоряжение жениха, и изготовленные ею самой предметы домашнего обихода (одежда и пр.), а также обязательные подарки, вручаемые ею гостям, имела, конечно, меньший экономический вес, но связанные с ней психологические аспекты были весьма важны. Еще до наступления брачного возраста девушка (под надзором и при содействии старших женщин семьи) постоянно была занята подготовкой приданого и тем самым мысленно готовилась к предстоящему супружеству. Она должна была его изготовить самостоятельно (покупной являлась только материя), причем как можно более высокого качества, ведь по качеству приданого окружающие судили о трудолюбии невесты. Девушка должна была изготовить себе столько приданого, чтобы ей хватило его на всю жизнь.

Сватовство в Греции сопровождается сложной церемонией. Так, в Северной Греции по заключении сделки сваха получает от родителей невесты кольцо и богато вышитый платок и относит их в дом жениха, где обменивает на кольцо, пришитое красной шелковой нитью к черному шелковому платку, и золотую монету, а также цветы и сласти для невесты и подарки для остальных членов ее семьи. Эти взаимные подарки называются «знаки», а обмен ими рассматривается как слово, которое ни при каких обстоятельствах не может быть нарушено. С этого времени молодые становятся «связанными» если не формально, то фактически. При сватовстве же назначается срок свадьбы, которая может состояться и через два месяца, и через два-три года.

Помолвка, или обручение, может совершаться за несколько месяцев или за год до свадьбы. Ее главная цель - подписание брачного контракта родителями жениха и невесты. Участие в церемонии священника означает, что будущий брак санкционируется церковью, которая становится в то же время его гарантом. Основная часть праздника проходит в доме невесты (подписание контракта, обмен сторон свадебными кольцами, т.е. собственно обручение), но завершаться он может в доме жениха. В течение всего цикла свадебных обрядов, открываемого обручением, происходят постоянные перемещения групп участников обряда (со строго фиксированным составом) между домами жениха, невесты и шафера, а также обмен подарками в разных направлениях. Сами торжества, связанные с обручением, могут не ограничиваться одним днем, продолжаясь на следующий день или через некоторое время (например, через месяц) в виде обмена визитами и дарами. С момента обручения жених получает право иногда посещать и видеть свою невесту, но не может оставаться с ней наедине. Во время крупных праздников (Рождество, Пасха, Масленица) он шлет ей разные мелкие подарки. Вообще на их общение накладываются разнообразные запреты. Если же кто-то из них нарушит запрет, помолвка считается расторгнутой (несмотря на общую презумпцию нерасторжимости помолвки).

Примерный порядок проведения помолвки следующий. В дом невесты приходят родители жениха и его друзья, исполняющие роль свидетелей, под предводительством священника. Хозяева и гости обмениваются пожеланиями. Затем все садятся, а сват, встав через некоторое время, торжественно объявляет о цели прихода. Тогда священник и родители обеих сторон подходят к иконостасу, и в присутствии «свидетелей» священник расспрашивает родителей об условиях брачного договора. За этим следует собственно религиозная часть церемонии, открывающаяся приличествующими случаю молитвами. Священник берет кольца и протягивает кольцо невесты родителям жениха и наоборот - « меняет кольца ». Входит невеста и целует всем по очереди руки, получая в ответ одну-две золотые монеты, - важная процедура, называемая «целование рук». Далее невеста подносит гостям сладости, кофе, вино, ракию, иными словами, угощение. Будущим свекрови и свекру, а также свату она дарит по паре шерстяных носков. Затем все переходят в дом жениха, который встречает их на пороге и, в свою очередь, целует им руки. В доме жениха им также подают угощение. Между тем к невесте приходят подружки, поздравляют ее, танцуют и поют особые, предназначенные для помолвки песни. Традиционно свадебный сезон у греческих крестьян приходится на конец октября (день св. Дмитрия, т.е. 26 октября по ст. ст.). В это время наступает перерыв во всех полевых работах, наличие досуга дополняется изобилием молодого вина. Напротив, самым неподходящим временем, как и у других народов, пользовавшихся юлианским календарем, считается май. Не подходит для женитьбы високосный год, нельзя также жениться при ущербной луне. Из дней недели самым неблагоприятным считается среда. Плох также и четверг, в который вообще не рекомендуется делать какие-либо серьезные дела. Наконец, понедельник (т.е. второй день недели) не годится, так как, согласно этимологической игре слов, женившемуся во второй день придется это проделать вторично. Благоприятный день для свадьбы - воскресенье, но вся процедура может занимать до пятнадцати дней, включая неделю до и неделю после свадьбы.

Важнейшую роль в свадебной церемонии играют кум, выступающий в роли шафера, и кума. Семьи часто связаны отношениями кумовства на протяжении нескольких поколений, поэтому лицо, играющее роль шафера на свадьбе, может быть как крестным отцом самого жениха, так и будущим крестным отцом его детей. В последнем случае он, возможно, выступит в роли шафера также на свадьбе своего крестного сына и т.д. Кумовья не только руководят многими действиями в период подготовки к свадьбе и ее проведения, но и сами в этой связи несут значительные расходы.

Собственно свадьба (т.е. веселье) начинается в воскресенье, за неделю до венчания. В этот день жених посылает невесте какой-либо подарок или приходит сам, тем или иным способом объявляя, что свадьба состоится через неделю. В Северной Греции жених обычно сначала посылает невесте некоторое количество хны, а затем приходит сам, целует руки будущим тестю и теще, после чего они переходят к деловым вопросам. Если согласно предварительному договору семья невесты обещала ему только деньги, он их именно в этот момент и получает, а на недвижимую собственность ему дают письменную гарантию. Вечером жених веселится в своем доме с друзьями, а невеста зовет к себе с той же целью подружек, которые будут помогать ей в течение всей предстоящей недели.

В понедельник начинаются приготовления к свадьбе. На севере Греции невеста с помощью подружек красит волосы хной, полученной накануне от жениха, во время чего поется особая песня. Эта крайне грустная песня называется между тем «песней веселья» (т.е. свадьбы); такое противоречие является обычным для свадебной обрядности.

Вторник - день в ритуальном отношении неблагоприятный - обычно проводится в праздности. В среду на севере Греции принято «укладывать приданое», в чем участвуют замужние женщины из семей друзей и родственников. Большая часть приданого укладывается в нарядно расписанные сундуки, а предметы, предназначенные для подарков, выставляются напоказ. Основные приготовления приходятся на четверг и пятницу: изготовление праздничных хлебов, заготовка дров, передача приданого, приглашение гостей и пр. Состав действий в разных районах Греции сильно варьируется. Общие черты прослеживаются только в символическом использовании одинаковых категорий лиц и предметов, наделенных, как предполагается, особой магической силой. Отдельные поручения выполняют, к примеру, девушки или дети, причем особо ответственные из них выполняют девушка или ребенок, оба родителя которых живы; другие задания, напротив, поручаются замужним женщинам или старухам. В разных комбинациях используются монеты, мука, сласти, различные виды растений и плодов (орехи, миндаль, мирт, лимоны и пр.): их кладут в тесто, осыпают ими различных участников церемонии и т.д. В эти же дни жених и невеста отдельно или вместе устраивают вечеринки для своих друзей и подруг. В Северной Греции самый наполненный заботами день предсвадебной недели - четверг, причем кое-где только в этот день и начинаются серьезные приготовления. В таких местах вторично красят волосы невесты хной. Вечером в домах жениха и невесты собираются родственницы и пекут праздничные хлебы. Семь свадебных лепешек готовят следующим образом. Муку просеивают три девушки. Тесто замешивает девушка, оба родителя которой живы, вместе с тремя женщинами, состоящими в первом браке. При этом воду в квашню подливают дети. В других местах, однако, приготовление таких хлебов поручается родной (или, если таковой нет, двоюродной) сестре жениха. Упомянутые выше замужние женщины кладут в тесто монеты. После свадьбы на эти монеты девушки покупают булочки и мед и едят их с большой торжественностью. В тесто могут класть также крючок и петлю, символизирующие мужское и женское начала, кольцо или медную монету. Все операции по приготовлению теста сопровождаются обрядовыми песнями. Когда тесто поднимется, дружка невесты, участвующая в церемонии, посыпает его сезамом и украшает миндалем. Эта лепешка будет использоваться для причастия во время церковной церемонии. Остальные шесть, изготовленные другими участницами обряда, будут распределяться среди родственников после службы. В некоторых районах изготовляют два больших круглых калача, которые невеста в день свадьбы несет на руках по пути к дому жениха. Она ломает их на полдороги и бросает куски в толпу; эти куски тщательно собираются и хранятся, так как считается, что они оказывают магическую помощь роженицам.

Пока эти хлебы готовятся, жених тайно посылает в дом невесты мальчика с небольшим количеством муки. Подружки заманивают невесту в угол и посыпают ее этой мукой. То же делают с каждым из родственников жениха, приходящих в дом невесты, и наоборот.

Вечером одна из подружек невесты надевает мужской головной убор, изображая таким образом жениха, и красит волосы невесты хной, в то время как прочие девушки поют, стоя вокруг них.

В это же время жених в сопровождении друзей приходит к шаферу, встает перед ним на колени и, целуя ему руку, приглашает в свой дом. В тот же вечер он посылает невесте пирог, который она ломает в знак окончательного признания власти мужа. День завершается большим пиром в доме жениха. В других районах перечисленные ритуальные действия совершаются в пятницу, а в четверг принято посещать баню. Дружка невесты созывает ее подружек, которые устраивают у нее танцы под музыку, а затем сопровождают ее в общественную баню, где все вместе моются, причем расходы оплачиваются женихом. Затем они возвращаются в дом невесты и снова танцуют. Если вечером не ожидается пирушки, они уходят рано. Обычно же позднее к ним присоединяется партия жениха, также побывавшая в бане, и танцы могут продолжаться до утра.

Пятница обычно начинается с того, что группа юношей идет в лес за дровами для предстоящего праздника. Их возвращение превращается в торжественную церемонию. Во главе процессии следует лошадь, на седле которой укреплен длинный шест с развевающимся флагом. К концу шеста привязан красный платок, а на него надето яблоко или апельсин. На краю села процессию встречают игроки на барабанах и свирелях, и с этой музыкой, а также с соответствующей песней она движется к дому жениха.

После полудня происходит передача приданого. Священник в сопровождении знатных лиц деревни приходит к невесте и составляет перечень приданого («брачный договор»). На нем ставят свои подписи или значки невеста и ее родители, а затем приданое складывают на видном месте, чтобы соседи могли его видеть и завидовать. Часа за два до захода солнца зовут родственниц, чтобы они «перевернули» приданое, т.е. снова разложили его в порядке по сундукам. При этом в приданое бросают леденцы с пожеланиями, чтобы оно стало «сладким, как сахар». Этот ритуал также сопровождается особой песней. Наконец, одну из старух назначают охранять приданое до следующего дня, когда шафер сообщит ей, что можно позволить отправлять приданое в дом жениха.

Вечером, после захода солнца, обе стороны делают приглашения своим друзьям. При этом используются разнообразные предметы, например свечи, калачи или кусочки белой ткани, завязанные узелком, которые торжественно несут приглашаемым. Знаком приглашения со стороны невесты были бонбоньерки - коробочки с мелкими монетами, которые затем сохраняются ее подружками на память. Эта часть обряда оказалась настолько устойчивой, что даже после Второй мировой войны невесты из среды греческих эмигрантов в Ташкенте получали от своих бабушек к свадьбе, кроме свадебного платья, по 50-100 бонбоньерок. Другая разновидность приглашения выглядит так: два мальчика, один из которых несет светильник, а другой - флягу с вином, украшенные цветочными венками и с завернутыми в бумагу гвоздиками, вручают один из цветков будущему гостю и говорят: «Возьмите эту гвоздику, она от такого-то. Он зовет вас на веселье (т.е. на свадьбу)». Приглашенный отпивает из фляги, принимает гвоздику и желает долгих лет жизни вступающим в брак.

Суббота накануне венчания - начало центральной части свадебного цикла, занимающей три дня. В этот день вечером уже начинается свадебный пир с обильной едой и питьем. Но основное событие этого дня - перевозка приданого в дом жениха. Едва ли не повсеместно в Греции в этот день совершается обряд бритья жениха и мытья невесты в бане. Жених должен также принять участие в заклании скота для праздничного стола. При заклании им первого животного старики наблюдают, как и куда брызнет кровь, и по этой и другим приметам делают выводы о судьбе будущего брака. Вечерние пирушки устраиваются обычно порознь в домах жениха и невесты. Следует иметь в виду, что в этот день, как и в последующие, гости вносят свой вклад в обеспечение праздника едой, питьем и необходимой утварью, так как семьи жениха и невесты не в состоянии выдержать все необходимые расходы. Есть данные о том, что иногда и организационную часть брали на себя специально выбранные из числа гостей лица, чьих распоряжений не мог ослушаться даже отец жениха.

На севере Греции суббота накануне свадьбы протекает приблизительно следующим образом. Друзья жениха верхом на лошадях едут к его дому, там спешиваются, пьют с гостями и танцуют. Двое из их числа демонстративно скачут по деревне на конях, которым суждено везти приданое. Затем они возвращаются к дому жениха, и кавалькада в полном составе движется к дому невесты, везя подарки жениха ее родителям и родственникам. Раздав подарки, выпив и станцевав, они нагружают лошадей приданым, причем на каждую лошадь сажают маленького мальчика. Свадебную подушку выносит другой мальчик, который, пока процессия еще не тронулась с места, подбегает к жениху, передает ему подушку и получает за это награду. По прибытии приданого к дому жениха его складывают во дворе, а мать жениха из окна кидает на него леденцы. Участникам обряда дают подкрепиться, затем они поют и танцуют вокруг груды приданого. Вслед за этим призывают цирюльника, он торжественно бреет жениха, окруженного друзьями. Поется специальная песня. В течение дня жених посылает невесте цветы, золотые нити, вуаль, подбитый мехом жакет и головной убор для свадебного обряда - одним словом, полный свадебный костюм. Эти подарки называются залог. Вечером жених посылает невесте ужин, состоящий из трех-четыре"х блюд, и лепешку. Невеста между тем закрыта в комнате со своими подружками, которые, слыша, что ужин прибыл, кричат изнутри, что не пустят пришедших, если те не откупятся пятью пиастрами и лепешкой. Лепешку несет одна из ближайших родственниц жениха, она же откупается от подружек невесты, и ее пускают в комнату. Невеста получает лепешку, стоя в углу, и ломает ее пополам о свое колено. В это время мужчины - участники церемонии - проходят в комнату, подкрепляются, а сопровождающие их юноши пускаются в танец во дворе. К танцу присоединяется невеста в ярком шелковом головном платке в сопровождении брата или ближайшего родственника-мужчины. После трех туров медленного танца сиртос она уходит, и гости также удаляются. На обратном пути их встречает жених, и они все вместе с оркестром во главе заходят к шаферу и отводят его в дом жениха, где начинается пир. Танцы продолжаются до зари, когда молодежь провожает шафера до дому, а затем бродит по улицам, распевая серенады. Аналогичный «семейный праздник» имеет место в доме невесты. В обоих случаях приглашают на них особые лица, угощающие приглашаемого лепешкой и вином или ракией. Хозяин и собравшиеся гости обмениваются короткими приветственными песнями (гости поют хором). Далее исполняются застольные песни. Гости приносят свои взносы: заколотых ягнят, кухонную утварь, светильники и пр. В некоторых местах эти взносы называются «задаст» - подарки. Вручение каждого предмета сопровождается пожеланиями, подписанными гостем, такого, например, рода: «Пусть живут, пусть старятся (т.е. живут до старости), пусть Бог дарует им богатство Авраама, Исаака и Иакова». Взносы сдаются особому лицу, называемому келарем.

Наконец наступает день венчания. Невеста встает рано утром и в последний раз участвует в уборке дома. Затем она занимается своим туалетом. Сестры и подружки расчесывают и заплетают ей волосы. Родственники осыпают ее серебряными монетами, которые девушки подбирают и хранят на счастье. Затем она одевается в свадебное платье, присланное женихом накануне. Голову невесты украшают золотыми нитями, свисающими до колен, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Один из братьев завязывает ей на три узла пояс вокруг талии. Одевшись, невеста целует руки всем присутствующим и, опустив глаза долу, проходит через комнату в угол, который будет ее местом во время предстоящей церемонии. Этот угол, называемый «углом невесты », украшается изящным ковром и зелеными растениями по сезону (преимущественно плющом), долженствующими символизировать юность и свежесть. Подружки возлагают на голову невесте венок из искусственных цветов, распевая песню, в тексте которой содержатся очевидные намеки на ее поведение в течение последующего обряда: она должна быть неподвижной и молчаливой. Невеста в ответ одаривает подружек креповыми платками в знак того, что и они сами вскоре вступят в брак.

Жених посылает подарки родителям, сестрам и братьям невесты; у нее тоже наготове полная корзина подарков членам его семьи. Этими взаимными подарками могут быть юбки, пояса, передники, туфли, кружевные воротнички и т.п.

Одевание и бритье жениха также составляет торжественную церемонию, в которой е"му помогают друзья, называемые на севере Греции славянским словом «побратим». Они иногда остаются ночевать в его доме с предыдущего вечера. Одевшись, жених должен встать на нижний жернов ручной мельницы, на которой крестьяне мелют овес (в других районах для той же цели может употребляться, скажем, большой медный поднос). Этот обряд вызывает в памяти то, что при короновании византийского императора последний стоял на щите. Жених целует руки своим родителям, и они его благословляют.

Когда жених готов к церемонии, составляется процессия, в которой, кроме него, участвуют священник и собравшиеся гости. Мужчины могут ехать на лошадях, женщины чаще идут пешком. Перед отправлением к дому невесты посылают двух парней с флягами вина с предупреждением. За это сообщение парни получают подарки. После их возвращения с известием, что невеста готова, процессия пускается в путь. По пути заходят к шаферу, символически бреют его, женщины поют при этом особые песни. Шафер присоединяется к процессии вместе с дружкой невесты (его женой, матерью или сестрой). В руках он несет украшенную цветами флягу с вином и лепешку, а дружка невесты - покрытую шелковым платком корзинку, в которой находятся венки, отрез материи на платье и леденцы.

Шествие приближается к дому невесты. На Крите в этот момент обе стороны стреляют из ружей в знак радости (на Крите ружье - необходимая принадлежность каждого дома). На севере Греции жених должен перебросить яблоко или гранат через крышу дома невесты. Характерное для свадебного ритуала многих народов столкновение между партией жениха и невесты приобретает в Греции самые разнообразные формы. Это может быть притворная стычка между друзьями жениха и родными невесты. Обычно подружки невесты захлопывают дверь перед носом жениха и не открывают ее, пока он или шафер не откупятся подарками, либо в знак выкупа заставляют петь и плясать его друзей. На Крите женщины из партии жениха поют перед запертыми дверями с просьбой их открыть, а им отвечают изнутри краткими шутливыми песенками. В других случаях дорогу перегораживают веревками, требуют в качестве выкупа курицу (обычный символ плодовитости).

Наконец жениха пускают в дом. Вместе с ним заходят шафер и другие представители его партии. Родители невесты ожидают сидя. Жених целует руки им и другим родственникам невесты - по старшинству, после чего следует веселое застолье. В других местах жених прежде всего подходит к невесте, принимает стакан вина из рук ее сестры, которая вслед за тем повязывает ему шею красивым платком и трижды ударяет по лицу. В то же самое время невеста набрасывает аналогичный платок на шею шаферу и завязывает его на три узла. Речь идет о защите от «завязывания», вследствие которого мужчина не может выполнять свои супружеские обязанности. Обратный магический процесс - «развязывание* - включает в себя множество иногда довольно сложных ритуалов. В данном случае защитой служит завязывание узлов, так сказать, легкой рукой. В другом варианте обряда близкие действия наполнялись, однако, иным смыслом: подружки невесты дарят жениху шарф и пытаются ударить его ладонью по щеке или осыпать пудрой, но побратимы его защищают, так как исполнение намерений девушек считается плохим предзнаменог ванием для жениха; завязывается веселая потасовка. В этой же версии обряда жених не должен садиться за стол вместе со всеми, ему подавали отдельно яичницу. Объяснение этого отмирающего в XX в. запрета состоит в том, что его нарушение якобы грозит смертью теще. По некоторым данным, существовал обычай, согласно которому священник надевал жениху и невесте кольца не в церкви, как обычно, а еще в доме невесты.

Повсеместно важным моментом церемонии был выход невесты из дома, причем она должна была всячески изображать, что она противится уходу из отчего дома, что ее уводят силой. На этом этапе имеет место обычай примерки туфель. Туфли (обязательно белые) в отличие от остального костюма, присланного женихом накануне, приносит в день свадьбы один из побратимов, который и должен обуть их ей на ноги. Подружки пытаются туфли похитить, невеста притворяется, что они ей не подходят, побратим откупается деньгами.

Наконец он выводит невесту, причем они оба держатся за концы одного платка. Невеста прощается с родными, ее сажают на лошадь, перед отправлением дают стакан вина, она делает из него три глотка и бросает стакан через плечо назад. В других случаях невеста, выйдя из своего угла, крестится; затем, дойдя до порога, трижды кланяется до земли и совсем уже на выходе из дома опрокидывает правой ногой стакан вина.

Выход невесты всегда имеет торжественный и грустный характер. Невеста целует домашним руки; выступает медленно и с потупленными глазами - чинится. Часто невеста и ее близкие плачут, звучит печальная музыка. Иногда родные при прощании дарят ей подарки, которые собирает брат или сестра. Родная или двоюродная сестра выводит ее из дому, держа за подмышки. Впрочем, согласно другим версиям, эту роль могут играть не только ее подружки или братья, но также шафер-кум и кума, т.е. люди из партии жениха. При проводах родные невесты танцуют, но партия жениха танцевать в этом доме не может. Всю процессию осыпают смесью риса, зерен, мелких конфет и денег; дети все это подбирают.

Движение процессии в церковь осуществляется в определенном порядке: либо впереди ведут невесту, а партия жениха идет сзади, либо партия жениха с оркестром оказывается впереди, а партия невесты - сзади. Существенным здесь оказывается, таким образом, не само место партий в процессии, а их взаимная симметрия относительно центра. Стараются выбирать при этом не ту дорогу, которой партия жениха шла в дом невесты. Шествие сопровождается выстрелами из ружей зрителей, музыкой и пением. Подружки невесты чаще всего поют песню о верной жене (сюжет напоминает «Возвращение Одиссея»). В некоторых местах один из участников шествия несет барашка на большом вертеле. Во главе процессии может идти также юноша в юбке и с шестом, на конец которого надето яблоко и привязан белый платок - байрак (знамя), символизирующий чистоту невесты. В других вариантах обряда тот же участник процессии зовется знаменосцем. Хотя некоторые жители Северной Греции считают этот обычай славянским, он широко распространен по всей стране. Роль байрака может выполнять национальный греческий флаг; кроме яблок, на его вершине могут быть укреплены цветы и калачи. В последнем случае калачи ломают и куски их раздают присутствующим при возвращении в дом жениха. По некоторым сведениям байрак делали лишь в тех случаях, когда невеста жила в другой деревне. Жених и невеста, как частично видно из предыдущего действа, могут двигаться в церковь как пешком, так и верхом на лошадях. Если едут верхом, что чаще всего случается тогда, когда расстояние до церкви велико, кавалькада трижды объезжает церковь. На третий раз невеста останавливается перед церковными дверями, берет на руки мальчика, целует его три раза и дает ему яблоко, в которое воткнуты мелкие монеты. Свекор или другой старший родственник жениха снимают ее с лошади. Если идут пешком, на подходе к церкви поется песня, в которой невесту сравнивают с попавшей в сети куропаткой. Невеста перед входом в церковь останавливается и трижды кланяется. Внутрь ее вводит свекор или другой старший родственник жениха.

Священник встречает у порога, ведет ее к аналою. На аналое находятся свадебная лепешка и чаша с вином, которыми священник причащает жениха и невесту. По некоторым данным, невеста бросает стакан с вином, поданный священником, за спину. При чтении текста «Да покорится жена мужу» жених и невеста пытаются наступить друг другу на ногу, так как считается, что тот, кому это удастся, будет верховодить в семейной жизни.

Главный момент церковной церемонии - это, конечно, венчание. Венки для этой цели либо плетутся подружками невесты из виноградных, смородинных и хлопковых побегов, либо делаются из искусственных цветов, но могут быть изготовлены также из серебра и являться составляющей частью церковного имущества, предоставляемого священником только на время венчания вместе с богато украшенным венчальным поясом и другим убранством невесты. Шафер-кум либо кума «меняют венки» жениха и невесты, а затем набрасывают кусок ткани, находящийся в корзине вместе с венками, на плечо невесте либо окутывают этой тканью обоих новобрачных. При обходе аналоя на них бросают рис, смешанный с конфетами и мелкими монетами. На севере Греции сразу после венчания новобрачная прикалывает на верхнюю одежду присутствующих букетики желтых горных цветов - цветки-бусины. Родители и все гости поочередно обнимают молодых, целуют в лоб и желают прочного счастья. В некоторых местах высказывают тройное пожелание «Живите, седейте, старейте (т.е. живите до старости и седины)», сопровождая каждую его часть прыжком. На сцене появляются медные кувшин и таз, составляющие часть приданого невесты. Молодой берет таз, молодая - кувшин, и они помогают кумбару и кумбаре вымыть руки, за что те вознаграждают их бросаемыми в таз деньгами. Молодой муж берет новобрачную под руку, и они медленно и чинно трогаются в путь к дому мужа. Односельчане, толпящиеся вдоль дороги, их приветствуют. При подходе к дому подружками невесты и матерью молодой поются особые песни. Весьма важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой в дом мужа. С ее действиями связано множество примет, правил и запретов. Каждый участок маршрута новобрачной (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями ее самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает ее с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если она перешагнет правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Или же она должна наступить правой ногой на лемех плуга, находящийся за порогом, или на топор, лежащий на пороге, или же она должна раздавить ногой перевернутую тарелку, лежащую на пороге. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами. Кое-где молодая ломает над головой одну из медовых лепешек и бросает куски через плечо вокруг. В тех случаях, когда для этого используются два больших калача, куски одного она бросает вверх по лестнице, а другого - во двор. Если эти калачи она несла от отцовского дома, один она ломает по пути, другой - входя в дом мужа. Важно отметить, что в этот момент (да и не только в этот) она сама и ее действия становятся источником магической силы; во всяком случае, куски лепешки собираются присутствующими и хранятся как магическое средство (или с той же целью немедленно съедаются).

Иногда свекровь встречает молодых у дома, пританцовывая, в других версиях - около ворот. В обоих случаях при входе молодых осыпают смесью риса, зерен хлопка и всяческих мелочей (из окна или другого возвышенного места). Опустевший деревянный поднос из-под этой смеси один из побратимов бросает на крышу дома: если поднос упадет дном кверху, у молодых родится мальчик, если книзу - девочка. Если лицо молодой закрыто фатой (так невеста обычно идет в церковь, но часто лицо открывают еще в церкви и больше не закрывают), свекровь поднимает фату и целует невестку, потом сына. Затем она приглашает их в дом, охватив обоих одним куском материи или полотенцем за плечи, и благословляет. Иногда она становится более активным действующим лицом, чем молодая. В таком случае это она ломает калач над головой невесты и разбрасывает куски.

В Северной Греции у подножия лестницы молодой дают кувшин, и она льет немного воды на ступени по мере подъема, либо сосуд ставят на ее пути, и она должна опрокинуть его ногой. Свекор и свекровь, которые в этом случае не присутствовали на церемонии венчания, стоят в это время на площадке и осыпают новобрачных леденцами, рисом, хлопковым семенем, нутом и монетами, собирая которые, мальчишки устраивают свалку. Когда пара достигает верхней ступеньки, на пол стелят шерстяное одеяло, под которое кладут гранатовое яблоко. Новобрачная должна ступить на него и раздавить его ногой.

Наконец молодые вступают в дом. Новобрачная кланяется родителям мужа, целует им руки и берет у них изо рта своим ртом золотые монеты, которые они сжимают зубами в знак того, что они будут отныне говорить друг другу только «золотые слова». Затем она приветствует всех собравшихся. Часто молодой (или молодому) сажают на колени мальчика, которому она (или он) дарит чулки и рубашку. Молодые принимают поздравления и подарки, стоя за столом. Дарят им деньги или домашнюю утварь: кастрюли, вилки, ложки, одеяла, покрывала; по возможности делают и более существенные подарки: домашнюю скотину и пр. Поздравляют и целуют молодых по очереди, начиная с кумбара. В этом случае один из побратимов подпускает поздравляющих только после того, как они скажут, что подарят.

Вслед за этим гости перекусывают, и священник громко читает список приданого, который скрепляется его подписью и подписью молодого, а также подписями свидетелей из числа присутствующих. Список передают отцу новобрачной, который его бережно хранит, так как в случае преждевременной смерти своей дочери он может востребовать приданое назад. Родные молодой дарят ее мужу петуха, затем отправляются домой и там развлекаются самостоятельно.

Одна из старших родственниц мужа проводит молодую в маленькую комнатку, где она празднует в компании кум-бары и других женщин, пока жених со своими друзьями пирует в другой. Сестры мужа усаживают ее на стул в углу. Пока она чинно идет в этот угол, одна из них держит у нее над головой ломоть хлеба с солонкой на нем. Молодая со своими товарками скромно удовлетворяются пением, в то время как в большой комнате, где тоже поют, дело доходит и до битья посуды. В Северной Греции принято, чтобы в разгар веселья кто-то выскочил во двор, схватил самого большого петуха, крутанул его дважды в воздухе и с размаху бросил. Тогда все бросаются ловить этого петуха. Застолье кончается ближе к вечеру, когда гости в сопровождении оркестра устраивают танцы посреди деревни, оставляя молодого в обществе молодой и ее женского окружения.

В других местах, например в организованном на площади большом танце, принимают участие оба молодые. На площадь выносят байрак, четыре обязательных тура танца ведут: первый - нун, второй - молодой, третий - нуна, четвертый - молодая. В каждом туре свой порядок расстановки танцующих и свой текст, который сперва пропевают, а потом его мелодию повторяют на музыкальном инструменте. По окончании танца молодая целует руки всем участникам, начиная с нуна, а они дарят ей деньги. Далее молодая дарит каждому из побратимов рубашку, чулки или шарф. Каждый, получив подарок, подпрыгивает. Молодая льет из кувшина воду, чтобы побратимы могли вымыть руки, а девушки стараются насыпать им на ладони землю, запачкать руки. После этого все расходятся по домам.

В дальнейшем происходят постоянные перемещения празднующих между двумя домами, так как в каждом следующем конкретном месте принимает участие строго определенный круг лиц. Однако на большой пир в день венчания все собираются в доме молодого. Созывают гостей молодой и его побратимы. Молодой каждому из приглашенных целует руки. По некоторым данным, последним приходят к кумбару и идут вместе с ним в дом молодого. Обычно каждый из гостей несет свой взнос - мясо с рисом и т.п. Молодые в застолье участвуют не постоянно, их приглашают к гостям время от времени. На людях они не целуются, но в шутку их заставляют одновременно целовать кому-нибудь руку, так чтобы губы их сблизились. Поднимают тосты в честь новобрачных, кумбара и кумбары, священника, гостей, мирян, хозяев: «Сколько отпечатков гвоздей в долине Вардара, столько блага пусть даст Бог дому, где мы поем».

Молодая с лицом, покрытым фатой, под особую песню наливает вино гостям. В промежутках между песнями гостей играет оркестр. Принято побуждать музыкантов к игре, прикладывая монеты к их лбам и поднимая тосты в их честь. Приготовление пищи продолжается всю ночь, чтобы ни один из гостей не остался обиженным едой или выпивкой. Молодая раздает подарки из своего приданого родителям мужа, кумбару, кумбаре и всем прочим.

Важнейшей частью этого пира является танец, обыкновенно начинающийся после прибытия отца молодой вместе с его гостями. Цепочку мужчин замыкает молодой, причем за правую руку его держит кумбар, а левой он сжимает руку жены. За нею следует кумбара и далее в определенном порядке родственницы молодого. Другая цепь, состоящая из родственниц молодой, пляшет позади цепи молодого. Танец представляет собой необходимую формальность и продолжается не более трех туров. Затем новоприбывшие угощаются и отбывают восвояси. Постепенно начинают расходиться и прочие гости. Невеста, если она еще под фатой, фату снимает и остается с непокрытой головой, убранной цветами и золотой канителью. Под утро уходят кумбар и кумбара. Провожают их с музыкой. У себя дома кумбар угощает провожатых, и тогда все окончательно расходятся.

С понедельника молодая жена символически приступает к своим домашним обязанностям. Существует много данных о том, что должна делать в этот день молодая. Она помогает всем членам своей новой семьи в их утреннем омовении, целует им руки и готовит завтрак. В этих утренних церемониях отражена раболепная покорность жены мужу и его домашним, характерная для греческой семейной жизни. В некоторых местностях это подчеркивается тем, что молодая моет и целует родным мужа не только руки, но и ноги. В знак прощания с девичеством молодая раздает соседским девочкам золотую канитель из свадебного убора. С этого дня начинаются (и продолжаются всю неделю) испытания молодой, чтобы проверить ее умение вести домашнее хозяйство.

Специально затевают стряпню, ставят хлебы, бросают веник посреди комнаты - смотрят, будет ли подметать. Если кто-то из старших за обедом говорит: «Хочу пить», - она должна встать и подать воды. Иногда в понедельник молодая посещает общественный источник. Идет в сопровождении девочки из дома мужа, по дороге целует руки всем встречным (это она должна делать в течение 40 дней после свадьбы). Прежде чем набрать воду, бросает в источник деньги. Впрочем, чаще обряд первого посещения источника приходится на среду, о чем рассказано ниже. Возможно, срок зависит от того, сколько времени молодая считается ритуально нечистой (после потери девственности). В пользу такого предположения говорит то, что в некоторых местах посещение источника совершается лишь через неделю после свадьбы, причем в течение этой недели молодая вообще не выходит из дому, так как ее не должны видеть на улице. В последнем случае затворничество молодой компенсируется тем, что она всю неделю ходит нарядная, ежедневно меняя платья. На понедельник полагается черное бархатное, и лишь после первого выхода на улицу и посещения источника она надевает обычную одежду и фартук.

В понедельник праздник продолжается, становясь самым веселым и разнузданным. Утверждается, что участники пира обычно не в состоянии продолжать его дольше утренней зари во вторник, а нередко он заканчивается и раньше. В других местах, напротив, это праздник для самых близких людей, которые при этом дурачатся разными способами (в частности, танцуют, перебросив через плечо подарки невесты). Примерный порядок праздника таков. Около полудня родители молодой посещают ее новый дом, затем молодой наносит им ответный визит, а потом идет к кумбару. Между тем компания представителей его партии с музыкой обходит будущих гостей (сначала они приглашают родителей молодой, затем кумбара и только после этого остальных гостей). Каждый из них должен внести свой вклад в виде пирога, подноса с жареным мясом и фляги вина. Молодежь несет эти блюда в дом молодого торжественно и с музыкой. Положено, чтобы расходы кумбара были больше, чем у остальных, и он обычно посылает целиком зажаренного барашка и кувшин вина. Обычно собранной на пир провизии и напитков хватает на всех с избытком, так что их остатки раздаются в порядке благотворительности беднякам. Особым образом маркируется участие в складчине бывшего дома новобрачной. Согласно одним версиям, оно ограничивается тем, что ее мать присылает сласти. В других случаях разыгрывается целое представление, в ходе которого главный повар праздника, вооруженный большим ковшом, вместе с группой помощников осуществляет нападение на отцовский дом молодой и « силой » вынуждает ее родителей выдать необходимые припасы.

Во вторник, по некоторым данным, отдыхают; в других местах целый ряд церемоний выпадает и на этот день. На севере Греции новобрачная во вторник дарит по платку каждому из музыкантов, а также делает подарок каждому человеку из партии жениха. В полдень собираются ее ближайшие родичи и помогают изготовить лепешку из рисовой муки и молока. Выглядит это следующим образом. Молодая стоит за столом посреди большой комнаты и формует тесто, а остальные в это время танцуют вокруг нее и время от времени останавливаются, чтобы делать на тесте надрезы монетами. По завершении этой процедуры составляется процессия, которая с музыкой несет лепешку в общественную печь. Вечером готовую лепешку с теми же церемониями несут домой и едят, за ужином.

На среду обычно приходится посещение источника. Новобрачная идет туда в своем будничном платье одна или в сопровождении двух ближайших родственниц мужа (или своей матери и свекрови). На ярком, расшитом коврике, покоящемся на левом плече, она несет большой сосуд, держа его правой рукой, заведенной за голову. В некоторых местах один большой сосуд для переноски воды заменяется двумя медными кувшинами, служащими для умывания. Такие же сосуды несут сопровождающие ее женщины. В эти сосуды предварительно бросают гвоздику, цветы, зерна пшеницы и ячменя, монеты; все это затем опорожняется в источник, чтобы умилостивить его духов. Сосуды моют, наполняют водой, несут домой и выливают перед входом. Иногда эту церемонию повторяют трижды, принося воду из трех разных источников. По другим версиям, молодая трижды наполняет сосуд и выливает воду у самого источника, причем, выливая воду в третий раз, сыплет мелкие деньги, тут же подбираемые детьми. Затем несет набранную в четвертый раз воду домой, где все должны ею умыться. В других вариантах обряда воду набирает и несет мальчик, у которого живы оба родителя- Если воду набирать и нести в полном молчании, то это будет «безмолвная вода» - весьма ценимое греками магическое средство.

Из других обрядов этого дня представляет интерес церемония с веником, который вручают молодой, и она производит символическую уборку, идя по кругу и при этом как бы кланяясь своей новой семье. При этом ей бросают деньги, и она их сметает. В других местах, впрочем, она ни в коем случае не должна мести пол в течение недели после свадьбы, «чтобы не вымести со свету членов мужниной семьи». Интересна также информация об обряде омовения невесты, имеющем целью, видимо, ее ритуальное очищение после потери невинности. Золовка отводит новобрачную к ее матери, где она и моется. Мать угощает обеих, затем они возвращаются в дом мужа. В четверг молодая обычно посещает церковь, что имеет, по-видимому, смысл церковного очищения. Рано утром другие женщины новой семьи (или замужние родственницы) помогают ей причесаться и одеться, а затем ведут молодую в церковь. После утренней службы все возвращаются домой, где устраивается угощение. В других местах эта церемония приурочена к воскресенью, причем молодая продолжает считаться до некоторой степени ритуально нечистой: во всяком случае, в это воскресенье она еще не имеет права целовать иконы.

К пятнице (иногда к воскресенью) приурочивается важнейший ритуал послесвадебного цикла, называемый возвращением, переворотом, второй свадьбой или проти-восвадъбой. Речь идет о празднике в родном доме молодой, сопровождающемся пиром, иногда не менее богатым, чем собственно свадебный, и особыми песнями. Родителей новобрачной посещают не только молодые, но и родня жениха. Но сначала молодая одна идет в отцовский дом, где мать моет ей голову водой, настоянной на желтых цветах и листьях грецкого ореха. Затем уже приходит жених, а после пира молодые остаются ночевать в этом доме и проводят там следующий день. В воскресенье в полдень за ними приходит отец молодого и другие ближайшие родственники обоих полов.

После посещения дома молодой другие родственники с обеих сторон поочередно приглашают молодых в гости, угощают их и делают разнообразные подарки молодой (платье, посуду, даже мелкий рогатый скот). Но свадебный цикл в строгом смысле слова завершается пиром у кумбара, который принимает у себя и партию жениха, и партию невесты. Там тоже поются особые песни и происходит обмен подарками. Справляется этот праздник обычно через неделю после «возвращения».

Несмотря на завершение свадебного цикла, новобрачная должна соблюдать ряд запретов в течение года. Ей нельзя видеть мертвеца, так как это приведет к смерти кого-нибудь в ее новом доме, и присутствовать на чужой свадьбе - это может быть губительно для новобрачных: ее присутствие вызовет их разлуку через развод или смерть одного из них. Невестка должна мыть ноги свекру или старшему брату мужа. Если муж приказывает жене что-либо принести, она не отдает ему в руки принесенную вещь, но кладет ее около него, а сама отходит в сторону. До появления первого ребенка она вообще должна вести себя как можно более скромно, не смотреть свекру в лицо и преимущественно отвечать на задаваемые ей вопросы, но не начинать разговор самой. Впрочем, в прошлом существовал полный запрет для молодой говорить в присутствии родственников мужа. В случае необходимости она должна была прибегать либо к языку жестов, либо шептать на ухо золовке или детям то, что хотела сказать, а те уже повторяли ее слова вслух. Срок такого молчания был от десяти дней до трех месяцев, после чего свекор или свекровь, получив особый подарок или без оного, разрешали ей говорить в своем присутствии. Строгие запреты налагались на обращение по имени между молодой и членами ее новой семьи, причем муж и жена не могли называть друг друга по имени даже наедине (этот запрет, впрочем, как и вышеперечисленные, в XX в. был быстро забыт).