» » Интернациональное воспитание дошкольников средствами танца. Интернациональное воспитание школьников Вопросы и задания

Интернациональное воспитание дошкольников средствами танца. Интернациональное воспитание школьников Вопросы и задания

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

Курс: «Теория воспитания»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Национальное своеобразие воспитания.Воспитание культуры межнационального общения.

ПЛАН:

1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений.

2. Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности.

3. Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений

ВОПРОС 1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений

Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека. На основе чувства патриотизма и уважения национальных традиций, святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за честь и независимость ее, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на формирующее влияние данного направления воспитания (Радищев, Белинский, Ушинский, Толстой и др.).

«Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота) … Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже… Он пламенее нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей… Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою плохой пример неблагонравия… И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества»



А.Н. Радищев

Российский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие духовные ценности и идеалы и делает человека членом социального сообщества.

«Любить свою родину, – отмечал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил споспешествовать этому»

В.Г. Белинский

Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством:

«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

К.Д. Ушинский

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и непрерывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле они тесно связаны и составляют органическое единство, определяющее нравственную значимость личности.

ВОПРОС 2: Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности

Исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных национальных государств, поэтому это глубокие чувства, закрепление веками и тысячами обособленных отечеств.

Впервые слово «патриот» (от греч. Patris – отечество) стало употребляться во время Французской революции 1789 – 1793 гг. Тогда патриотами называли себя борцы против монархии, защитники республики.

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечетсвенник»

Словарь В.И. Даля

Педагогическая трактовка этого понятия не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения:

Патриотизм – нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы; своей духовной связи с ней; стремление беречь ее честь и достоинство; практическими делами укреплять ее могущество и независимость» .

Культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Патриотизм включает в себя:

ü Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа;

ü Заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине;

ü Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

ü Отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

ü Уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

Ø Уважительное отношение к людям различных стран и национальностей;

Ø Соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;

Ø Проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов;

Ø Стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.

ВОПРОС 3: Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений

Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

Потребностно-мотивационный компонент;

Когнитивно-интеллектуальный;

Эмоционально-чувственный;

Поведенческий;

Волевой.

Интернациональное воспитание.

В процессе воспитания у младших школьников необходимо формировать чувство интернационализма: уважение к народам разных национальностей.

Интернациональные взгляды, чувства формируются на основе глубоких и разносторонних знаний школьников о Родине, о ее героическом прошлом, о настоящей жизни. Воспитанию интернационализма способствует не только ознакомление учащихся с общественной жизнью страны, но и активное участие школьников в разнообразной общественно полезной внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе которой они вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания. В этой группе нравственных отношений ценным нравственным качеством является гуманизм, который основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества. Гуманизму присущи:

ü умение сотрудничать с другими людьми;

ü эмпатия;

ü глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека.

Гуманизм регулирует правовые отношения людей и отношения общества и личности. В школе учителя открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь.

При этом у них воспитывается нетерпимость по всяким проявлениям унижения и оскорбления личности, и несправедливости, неправды. Гуманизм как нравственное качество характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных общественно полезных делах.

1

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬В статье рассматриваются актуальные вопросы интернационального и поликультурного воспитания детей и подростков. Представлены различные точки зрения на сущность понятий интернационального и поликультурного воспитания. Автором представлен практический опыт применения различных форм работы и методических приёмов. Обоснована необходимость тщательного отбора содержания образовательных программ по иностранному языку в современных условиях интернационализации образования. Проведён анализ основных ценностных ориентиров студентов первого курса медицинского университета. Раскрывается содержание различных форм работы со школьниками и студентами, способствующих формированию умений межкультурной коммуникации, развитию и воспитанию толерантной личности в современном образовательном и культурном пространстве школы и вуза. Автор подчёркивает значимость обращения к культурно-историческим достижениям разных народов для достижения цели образования.

Цель образования

межкультурная коммуникация

ценностные ориентиры

иностранный язык

интернациональное и поликультурное воспитание

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – 2000.

2. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2008. - № 5. - URL: www..12.2015).

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.

4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. - 2013. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru.

6. Каргапольцева Н.А. Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы // Вестник Оренбургского государственного университета (Вестник ОГУ). - 2013. - № 11. - С. 231-233.

7. Колобова Л.Н. Некоторые аспекты поликультурного образования // Вестник ОГУ. - 2011. - № 12. - С. 188-191.

8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 1999. – 343 с.

9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.

10. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - Лань, 1999. - 528 с.

Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности и других общественно значимых качеств личности, является одной из важнейших задач общества и государства, которые приобретают всё большее значение на современном этапе развития общества.

Интеграция подрастающего поколения в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений - это социально значимые задачи, которые определены правительством в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2009), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы», федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Решение поставленных перед образовательными учреждениями задач требует создания таких условий, которые позволяли бы школьникам и студентам постигать культурные ценности, традиции, нормы, обычаи и образцы поведения своего и других народов, а также получить позитивный опыт межкультурного общения и взаимодействия. Создание эффективной социальной среды для развития у детей и подростков интернациональных чувств и навыков поведения является задачей семьи, школы, общества и государства.

Важным является стимулирование внутреннего, духовного роста школьников и студентов, воспитание уважения к старшему поколению, формирование ценностных ориентиров детей и подростков. Ценностные ориентиры определяются многими учёными как моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности .

Качественное образование - одна из важнейших жизненных ценностей. Хорошее образование является не только гарантом успешного трудоустройства и достижения материального благосостояния, но и, самое главное, дает молодому человеку направление и стимул для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования не только в профессиональном плане, но и для формирования себя как высоконравственной, толерантной личности, умеющей отстаивать свои взгляды и убеждения, уважая и учитывая в то же время взгляды и убеждения других людей, представителей разных национальностей и разного вероисповедания.

Образование — это та область социокультурной жизнедеятельности человека, где совершается становление духовно зрелой, высоконравственной личности, способной отстаивать общечеловеческие, общекультурные ценности. Образование немыслимо без воспитания. И воспитание должно быть целенаправленным.

Воспитание в широком смысле - система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле - целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. В практическом плане воспитание предполагает включение индивида в деловое и межличностное общение, игру, учебную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; способствует самореализации человека, достижению общественного идеала .

В настоящее время все большую необходимость приобретает формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их успешную социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности и толерантности.

Н.А. Каргапольцева считает, что логика развития общества, связанная с обогащением сферы социальных связей в условиях расширения доминирующих тенденций ценностно-смыслового единства человеческого сообщества, неизбежно повышает значимость социально организованного, планового компонента социализации, ее собственно воспитательной части. Рассматривая интегрирующие основания единства социализации и воспитания, автор отмечает тот факт, что совпадение интересов отдельных личностей с интересами общества ведет к постепенному подчинению, естественно, в каких-то основных своих сторонах, стихийных, неуправляемых сил социализации педагогической воле и разуму человека .

В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Конечно, большое значение для сближения разных народов и национальностей, населяющих нашу страну, имела проводимая Советским государством национальная политика, и особенно в период после Второй мировой войны. И хотя можно много спорить о роли, достоинствах и недостатках политики, проводимой Советским государством во второй половине ХХ века, но всегда следует помнить и о достижениях как в области науки, экономики, так и в сфере общественных отношений. В результате постоянного и целенаправленного взаимодействия государства, партии (в то время единственной в стране), системы образования, учреждений культуры и общественных организаций развивались дружеские, братские отношения между республиками, между представителями разных народов и национальностей, малых и больших. Эти дружеские, братские отношения были одним из приоритетов национальной политики внутри страны и по отношению к развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и, конечно, по отношению к странам Восточной Европы. Практически во всех школах и во многих вузах создавались клубы интернациональной дружбы, проводились фестивали, самыми значимыми из которых были фестивали молодёжи и студентов. Словосочетание «дружба народов» было привычным, естественным, оно звучало повсюду: в названиях улиц и площадей, дворцов культуры и спорта. Президиумом Верховного Совета СССР в 1972 году был учреждён орден Дружбы народов, которым награждали отдельных граждан, предприятия, учреждения культуры, общественные организации и даже города за большие заслуги в развитии братской дружбы и сотрудничества между народами социалистических стран, укреплении мира, дружественных отношений между народами. Интернациональное воспитание школьников и студентов всегда шло рядом с патриотическим и трудовым воспитанием.

В современной литературе интернациональное воспитание определяется как:

- воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремления к национальной консолидации. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры ;

Формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления интернационального сознания учащихся занимает содержание образования (изучение истории, литературы, правовых основ и др.) ;

Целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувств дружбы, равенства и взаимопомощи народов ;

Воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания .

На основании этих определений можно сделать вывод, что основными принципами интернационального воспитания учёные считают воспитание культуры межнационального общения, терпимости (толерантности) к национальным особенностям других людей, уважения к культурным ценностям разных народов и национальностей.

Проблема интернационального воспитания не только не потеряла своего значения в начале ХХI века, но и становится всё более актуальной в связи с усилением процессов глобализации в экономике, интеграции во всех областях общественной жизни, миграции больших групп населения. Педагоги и психологи придают большое значение анализу опыта советской педагогики в плане организации интернационального воспитания школьников и студентов (Ф.Н. Алипханова, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, В.А. Караковский, Ю.А. Карташов, Л.Г. Куц, А.А. Магомедов, В.Н. Никитенко, Л.А. Степашко, С.А. Шевченко, Е.А. Ямбург и другие).

В середине и в конце прошлого века в нашей стране интернациональное воспитание являлось наравне с гражданским, трудовым, патриотическим, нравственным обязательным компонентом всех воспитательных программ. В 80-е годы вследствие усиливающихся процессов глобализации и интеграции во всём мире педагоги заговорили уже о поликультурном воспитании детей и подростков, а затем о поликультурном образовании.

Определение «поликультурное воспитание» появилось в педагогике во второй половине ХХ века (1977). В нашей стране в настоящее время проблеме поликультурного воспитания подрастающего поколения посвящают свои работы Г.В. Безюлёва, И.С. Бессарабова, В.С. Библер, М.Б. Богус, В.П. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, И.И. Зарецкая, Л.Н. Колобова, В.Г. Крысько, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.А. Омарова, Л.Л. Супрунова, О.Г. Ултургащева, Е.В. Фалунина, С.А. Шевченко, Г.М Шеламова, С.Н. Юдакина и другие.

Поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных национальностей и этнических меньшинств и предусматривает:

Адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;

Ориентацию на диалог культур;

Отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов .

Бессарабова И.С. даёт подробное обобщённое определение и подчёркивает, что поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоение знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе .

Поликультурный компонент в воспитательной системе любого образовательного учреждения в настоящее время жизненно необходим, и особенно в нашей многонациональной стране. Нарастание немотивированной агрессии в обществе, особенно среди молодёжи и подростков, вызывает обеспокоенность педагогов, психологов, социологов, политологов.

Особое место в воспитании детей и подростков занимают гуманитарные науки, и в частности изучение детьми иностранных языков. Этот предмет непосредственно направлен на развитие личности ребёнка, на знакомство с другими культурами, на формирование умений межкультурной коммуникации.

Учёные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, отмечают, что именно личность признаётся в современной лингводидактике как ценность, и при этом особую значимость приобретают такие категории, как личностный опыт, эмоции, мнения, чувства. Гальскова Н.Д. делает вывод, что это даёт основание увязывать иноязычное образование не только с «присвоением» обучающимся определённой совокупности иноязычных знаний, умений и навыков, но и с изменением его мотивов, отношений, личностных позиций, системы ценностей и смыслов. В этом и состоит, как считает Н.Д. Гальскова, основная цель иноязычного образования на современном этапе его развития .

Образовательные учреждения не только дают необходимые общие и профессиональные знания, но и транслируют социокультурные ценности, формируют стереотипы поведения, умения и навыки межкультурной коммуникации, способствуют формированию интернационального, поликультурного самосознания личности. В связи с этим особое внимание следует уделять содержанию учебных программ по каждому предмету, и по иностранным языкам особенно. Здесь важно не только знакомить школьников и студентов с географическим положением, культурой, политикой и особенностями страны изучаемого языка, но и формировать толерантное отношение ко всем людям независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи. Учебный предмет «Иностранный язык», изучаемый в школе и вузе и направленный на формирование межкультурной компетенции, обладает способностью создавать и изменять стереотипы и ценностные ориентации. В силу своих возрастных и психологических особенностей дети и подростки достаточно легко усваивают внушаемые им стереотипы поведения и общения, особенно если внушением занимаются профессионалы.

В нашем многонациональном вузе обучаются представители практически всех наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации, а также студенты из ближнего (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.) и дальнего зарубежья (Индия, Гана). В университете, и особенно на кафедре иностранных языков, сложилась определённая система работы по интернациональному и поликультурному воспитанию студентов. Большое внимание уделяется лингвострановедческому аспекту при изучении иностранных языков. Ежегодно проводятся викторины о странах изучаемого языка, лингвострановедческие конференции, студенты работают над проектами по изучению особенностей той или иной страны. Изучение культуры и традиций других стран, знакомство с достижениями в области медицины не только мотивируют студентов к более глубокому изучению социокультурных реалий своей страны с целью выявления сходств и различий, но и развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует готовность и умение понимать и принимать ценности других культур.

С целью определения ценностных ориентиров молодых людей мы провели анонимное анкетирование студентов первого курса нашего университета, не только проживающих в России, но и иностранных студентов, приехавших из Индии и стран ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). На вопросы анкет отвечали 78 студентов первого курса. 67% опрошенных на первое место поставили получение высшего образования и перспективную работу, самореализацию в профессии; 17% - упорную работу, помощь старшим, бедным и благодарное отношение к Богу (в основном это студенты из Индии, что наводит на размышления о цели и задачах воспитательной работы у нас в России и результатах такой работы); 16% - вопросы досуга (игры, фильмы, чтение книг, общение с друзьями). Помимо названных тем, 5 студентов (российских) также интересует (беспокоит) отношение к ним родителей и сверстников, наличие гаджетов и других атрибутов достатка.

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что основные ценностные ориентиры студентов первого курса нашего университета (молодые люди в возрасте 18-23 года) направлены на получение высшего образования и самореализацию в профессии. Разумеется, ценностные ориентиры будут иметь некоторые отличия в зависимости от возраста, уровня образования, но главное, на них они оказывает самое большое влияние семья, родители и другие близкие люди.

Цель образования в современных условиях, как считает Л.Н. Колобова, можно бы сформулировать как социальный феномен уникального сочетания мировых образцов знания и культуры собственной, участие в развитии мировой культуры, в диалоге с ней, развитие поликультурного образования, обеспечивающего равноправие и содружество всех наций и народов .

На современном этапе развития общества эта цель может быть достигнута только во взаимодействии семьи, образовательных учреждений, общества и государства. Необходимо также в большей степени использовать средства массовой информации для освещения культурно-исторических достижений разных народов с целью воспитания уважения к культурным ценностям, традициям разных народов и национальностей. Обращение к культурно-историческим достижениям разных народов способствует более глубокому пониманию истории, культуры, самобытности своего народа, способствует формированию интернационального самосознания, развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует готовность и умение понимать и принимать ценности других культур и народов.

Библиографическая ссылка

Кодякова Н.В. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко обострили межнациональные взаимоотношения между людьми, тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга, все-таки, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми.

Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность.

Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям. Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни.



Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он, будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.

8. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач деятель­ности образовательного учреждения. Решая проблему гражданс­кого воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлени­ям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных со­циальных групп и личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничес­кое проявление патриотических чувств и культуру межнациональ­ного общения. Становление гражданственности как качества лич­ности определяется не только субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры общества. Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Сознание выражающей интересы общества и личности в разреше­нии внутри- и внешнеполитических проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Содержание гражданского воспитания в школе и семье опре­деляется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнацио­нального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культу­ры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех наро­дов. Оно противопоставлено национализму. В пат­риотизме заложена идея уважения и любви к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме - уважения к Дру­гим народам и странам, солидарности с ними. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой роди­не - своим родным местам, воспитания готовности к защите ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братс­ких, дружественных отношений с представителями других стран и народов. Важную роль в патриоти­ческом воспитании играет организация работы по изучению Госу­дарственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Деятельность учителей, классных руководителей, родителей направляется на расширение у учащихся круга знаний, позволя­ющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотиз­ма и интернационализма. Большую роль в воспитании патриотиз­ма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарно­го и естественного циклов.



Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнациональ­ного общения способствует изучение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру стран изучаемого языка, тради­ции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в об­ласти науки, техники, культуры (из жизни выдающ.людей этих областей).

Психология : самосознание в аспекте установок, потребностей. 3 компонента:-позновательный, поведенческий, эмоциональный. Человек должен знать о своей родине, знания должны сопровождаться эмоциями и проявлении в поведении. 1.влияние через семью.2.через школу. Компоненты: осознаваемые (знания), неосознаваемые (эмоции.). человек есть потребность в принадлежности к стране, государству(какой-л.гр.), чувство защищенности.

Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания : методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания : Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы - лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе - климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.

Интернациональное воспитание

Как выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета их кожи, языка, обычаев, проживания на той или иной территории до недавнего времени считалось в нашей стране решенной проблемой. Дружба детей всей планеты, переписка со сверстниками из союзных республик, обмен делегациями, фестивали, праздники - все это было поводом для умиления и восторгов, заслонявших каждодневные усилия по формированию подлинных интернационалистических убеждений. Слишком много громких слов произносилось об интернациональном характере нашего общественного уклада, о воспитании гордости за нашу многонациональную страну, и, по сути, так мало делалось практических шагов для упрочения этих воззрений.

С началом перестройки, вскрывшей глубокие внутренние противоречия в обществе, формализм такого подхода стал особенно очевиден. Печальные события, которые называют по-разному: «стычки на межнациональной основе», «острые национальные конфликты» и пр., свидетельствуют о серьезности вопроса не только в политическом, но и в педагогическом плане.

Дух подлинного интернационализма не всегда царит и в семейном окружении ребенка. Обычные бытовые неурядицы порой воспринимаются с ложным оттенком национальной приземленности. Взрослые члены семьи предпринимают недостаточные усилия, чтобы предотвратить распространение среди детей обидных кличек, ложных слухов, ущербных анекдотов, всякого рода шуток, оскорбляющих национальное достоинство. В результате детьми даже младшего возраста допускаются нелестные выражения в адрес сверстников другой национальности, а в среде подростков нередко бывают и более жестокие поступки. Если в поведении ребенка проявились такие тревожные симптомы, нельзя оставлять их без внимания окружающих.

Интернационализм развивается на основе глубокого познания героической истории народов, их лучших традиций, трудовых достижений, вклада в дело всенародного созидания. Но интернационализм - достояние не только разума и чувства. Это еще и патриотическое и нравственное единство людей, формируемое в совместных заботах об общем благосостоянии. В жизни воспитание в духе интернационализма часто отрывается от личного опыта ребят;, от их конкретных действий, ощущений и переживаний, несмотря на то что существование любой семьи буквально на каждом шагу сплетено интернациональными связями. Ничто не может заменить прямых контактов с людьми разных национальностей: ни семейные поездки в другие республики", экскурсии по стране, обмен школьными делегациями, заочное ознакомление с культурой, традициями, обычаями разных народов...

Надо видеть и изучать жизнь, друг друга изнутри, чтобы понять и оценить ее по достоинству. И очень важно уделять особое внимание изучению языков народов нашей страны как средству межнационального общения. Здесь открываются особенно большие возможности семьи для утверждения в детях духа интернационального здоровья.

Обострение межнациональных отношений и связанные с ним последствия для общества, для каждой семьи, для каждого человека остро волнуют всех людей. И дети не остаются в стороне от происходящего, но воспринимают его по-своему. Наше социалистическое общество немыслимо без единства всех советских народов. Для его сохранения предстоит безотлагательно искать новые подходы к И. в: Во-первых, необходимо донести до детей исторический смысл накопленного опыта, помочь нм осмыслить его с позиций перестройки. Во-вторых; как бы это ни было сложно, проанализировать вместе с детьми процессы, происходящие в межнациональной сфере, раскрыть подлинные причины тех трудностей, которые ставит жизнь. Наконец, нацелить детей на конкретный образец поведения и реальные действия по сплочению детей разных национальностей.

Главное же условие успеха детей - это глубокая вера самих родителей в незыблемость принципа социалистического единства всех народов нашей страны, уважение и доброжелательность по отношению к людям всей Земли и искреннее стремление передать эту веру и убежденность сыновьям и дочерям. Ничто так сильно не воздействует на ребенка, как последовательное утверждение интернационалистических начал в укладе жизни его собственной семьи.