» » Мутация голоса почему так долго происходит. Мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте

Мутация голоса почему так долго происходит. Мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте

Подростковый период – один из наиважнейших в жизни каждого ребенка: в эту пору в растущем организме происходит немало сложных изменений. К подобным трансформациям относят и ломку голоса у мальчиков. И даже став взрослыми, многие мужчины не любят вспоминать о времени, когда приятный юношеский басок предательски сменялся полудетским дискантом.

Как рождается голос?

Человек получает возможность «высказываться» благодаря сразу нескольким органам: гортани, легким, грудной клетке, носоглотке, голосовым связкам. Последние являются своеобразными струнами, позволяющими голосу человека звучать, в то время как все прочие «составляющие» служат резонаторами. Интересно, что качество звука может разниться: чем толще и длиннее связки человека, тем ниже окажется его голос. У «маленьких взрослых» голосовые складки пока невелики – соответственно, голосок у ребят звонкий и высокий. Но так и было задумано природой: каждого малыша должно быть слышно вопреки «немощности» его звукообразующей системы.

Изменения голоса в детском возрасте – когда и как?

Так называемая ломка голоса – это изменение его тональности в связи с ростом и утолщением голосовых связок. Происходит это под воздействием гормонов роста… В итоге голос мальчика может понизиться на 5-6 тонов. В то же самое время начинает развиваться и мужской кадык (адамово яблоко). Когда это случается?

Чаще всего такие трансформации настигают детский организм в 13-14 лет, но возможны и вариации… В это время ребенку нужно «подружиться» со своими укрупненными связками и научиться по-новому продуцировать звуки. Однако пока мальчик постигает премудрости иного механизма речеобразования – он может говорить то высоким, то низким голосом попеременно. Столь неприятный для каждого юноши период длится несколько месяцев.

Родителям на заметку…

Взрослые должны кое-что знать о сложностях, подстерегающих ребенка во время голосовой мутации.

  • Хотя простудные заболевания способны продлить период ломки голоса, не нужно думать, что красное горло – всегда примета прогрессирующей инфекции. Активное развитие голосовых связок сопровождается усилением кровообращения – вот ткани и приобретают пунцовый оттенок.
  • Мутация «не терпит» высокой нагрузки на голосовые складки. А потому нужно пояснить сыну, что частое напряжение связок приводит к образованию на оных так называемых «узелков крикунов». Из-за них процесс вибрации видоизменяется, а голос приобретает хрипотцу. Одна часть узелков со временем может рассосаться, с другой же – способны справиться лишь хирурги.
  • Порой прекрасный чистый голос после мутации становится самым заурядным, ничем не выделяющимся ни по тембру, ни по силе. А потому если ребенок увлечен пением – его будущее под большим вопросом. Естественно, в эту сложную пору родители должны поддерживать маленького певца психологически.
  • В большинстве своем подростки быстро приучаются к «взрослому» механизму звукоизвлечения, но иногда бывает полезна и помощь фонопеда (уже одно занятие может оказать практическую пользу).

А как у девочек?

У юных барышень голосовые связки увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчишек. И хотя тембр голоса у девочек тоже видоизменяется, но более плавно и менее явно, нежели у будущих мужчин. А поскольку такая трансформация практически не связана с гормональными перестройками девичьего организма, специалисты не склонны называть ее голосовой мутацией.

И еще…

Любопытно, что гормональные сдвиги оказывают влияние и на голос пожилых людей. «Возрастные» дамы и джентльмены утрачивают часть гормонов, свойственных собственному полу, вот голосовые складки и «шалят»: женщины начинают «звучать» ниже, а мужчины – выше и звонче.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

Как и почему происходит ломка (мутация) голоса у мальчиков, читайте в нашей статье.

Еще вчера ваш сын разговаривал обычным, мальчишеским голосом, а сегодня вы услышали первый надлом. У него начался , поэтому много чего в нем меняется, в том числе происходит ломка голоса (мутация голоса). Вместе с очевидными внешними изменениями голос мальчика принимает совсем иное звучание. Какое-то время, ему даже будет сложно контролировать свои связки, поэтому в связи с ломкой голоса он будет издавать разнообразные странные звуки.


Изменения гортани во время мутации голоса у мальчиков

Именно гортань отвечает за появление звука. По мере того, как протекает половое созревание, гортань увеличивается и становится толще. Это происходит и у мальчиков, и у девочек, но для мальчика, конечно, перемены при мутации голоса более заметны. Голоса девочек могут понижаться буквально на тональность или две, и это едва ощутимо, а вот голос мальчика становится намного ниже и глубже.

Почему во время мутации голос у мальчиков звучит так странно

Гортань, находящаяся в горле, играет важную роль в создании звука. Две главные мышцы, голосовые связки, как резинки натянуты через гортань.

Когда человек говорит, воздух из легких заставляет голосовые связки вибрировать, что и производит звук. Высота голоса зависит от того, насколько сильно связки смыкаются в то время, как по ним проходит поток воздуха. Если вы когда-нибудь дергали маленькую, тонкую резинку, то, вероятно, слышали пронзительный и протяжный писк при натяжении. Более толстая резинка дает более глубокий, низкий, протяжный звук. То же самое происходит с голосовыми связками.

До того, как мальчик достигает переходного возраста, его гортань совсем небольшая, а голосовые связки — тонкие и маленькие. Вот почему голос мальчика выше голоса взрослого мужчины. Но с созреванием, гортань увеличивается, а связки становятся длиннее и крепче, соответственно и голос мальчика становится глубже.

К тому же растут и лицевые кости: больше становятся размеры пазух, носа и задней части горла. Большее пространство дает голосу больше возможностей резонировать.

Скрипы и хрипы являются частью нормального развития организма в данный период. Даже, когда мальчик привыкнет к изменениям, ему еще некоторое время после мутации голоса будет тяжело контролировать свой собственный голос. Так что вместе с принятием и общих изменений во внешности, нужно будет привыкнуть и к своему новому звучанию.

Кстати об изменениях внешних. Когда начинает увеличиваться гортань, она внутри шеи наклоняется немного под иным углом, чем до этого, и частично начинает выпирать. Это то самое «адамово яблоко» или кадык . У девочек также увеличивается гортань, но не так сильно, как у парней.

Когда происходит ломка голоса у мальчиков

У всех свои темпы развития, так что ломка голоса у мальчиков происходит в разном возрасте. Обычно это происходит в период с 11 лет до 14,5 лет, часто после большого скачка в росте. У одних мутация (ломка) голоса длится долго и постепенно, а у других — очень быстро.

Если вашего сына беспокоит, раздражает или смущает странный звук его голоса, объясните ему, что это временно и все через это проходят. Через пару месяцев у него уже будет низкий, глубокий и мощный взрослый голос мужчины, а не голос мальчика!

Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Порой логопеду приходится сталкиваться с ситуацией когда, в результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность) увеличивается глубина и высота твердого нёба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда череп мальчика имеет округлую форму. Логопед в процессе работы с таким ребенком может отметить что, мягкие ткани надставной голосовой трубы, язык и мягкое небо в период мутации могут менять свою конфигурацию, что влияет на звукообразование.

До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом.

Голос мальчика до 7-8 лет — чисто детский, в гортани в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счет натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы в 9-10 лет.

Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь мальчику становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации.

Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1 класса не только педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Собственно мутационный период у них отодвигался и сокращался. Явления роста голосообразующих органов, совмещенное с логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда.

У последних в этот период разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения, это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно-мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А логопед путем специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепления мышц артикуляционного аппарата отрегулирует работу детского голоса, подверженного постоянным репетициям и постановкам.

Логопед может наблюдать разные формы мутации. Она может быть ранней или сильно запоздать. Логопеду важно правильно объяснить родителям, что ранняя профессионализация голоса вредна. Нагрузка в такой период должна быть минимальной, режим щадящим, не следует форсировать звук — от этого страдает не только звонкость, но и голосовые связки, непременное качество нормального голоса. Логопед должен вовремя привить учащемуся правильное ощущение своего голоса. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса — залог его здорового развития.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа № 20 п. Плесецк

(беседа для учащихся и родителей)

Лизунова Елена Владимировна-

преподаватель вокала

2010 г.

  1. Введение …………………………………………………………… 2
  2. Исторический экскурс …………………………………………….. 3
  3. Что нужно знать о мутации ………………………………………. 4
  4. Голосовой аппарат ………………………………………………… 5
  5. Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии …………………… 7
  6. Рекомендации …………………………………………………….. 11
  7. Охрана детского голоса…………………………………………... 15
  8. Заключение ………………………………………………………. 16

Введение.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Исторический экскурс.

Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос «нужно ли заниматься пением во время мутации?» существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя. Попробуем разобраться и решить для себя, кто же все-таки прав.

Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту «выбрасывали» на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.

К счастью, прогресс не стоит на месте и, начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений.

Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно «но»: лишь под умелым руководством.

Об этом же говорят и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

В связи с этим стоит привести пример диагностических исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А.Б.Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных», не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.

Что нужно знать о мутации.

Как уже было сказано, «мутация» в переводе с латинского – «изменение» - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.

В каком же возрасте начнется мутация? Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.

Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т.е. смыкаются неполностью.

Необходимо остановиться на том: где же, собственно говоря, формируется голос и за счет чего происходит звучание голоса.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебание голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 - легкие; 5 - диафрагма.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар , поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
Различают три основных
стадии развития голоса :
10-13 лет - домутационный период;
13-15 лет - собственно
мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);
15-18 лет -
послемутационный период , становление голоса взрослого человека.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Домутационный период. До 10-11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)

Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит» (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.

Для третьей, завершающей стадии - послемутационный период (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).

Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).

Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:

1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения, алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно привести в качестве примера у пражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!!!

Заключение.

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребёнку также радио, телевидение, порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.

К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребёнка, формируются его вкусы и пристрастия, научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.

И здесь особая роль принадлежит пению. Оно оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

И еще. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены , но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Литература.

1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.