» » Нетрадиционные техники рисование для развития мелкой моторики. «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Нетрадиционные техники рисование для развития мелкой моторики. «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Творческий отчет по теме самообразования:

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Выполнила:

Несговорова Ирина Александровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В.А. Сухомлинский

Введение

«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях.

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Я в своей работе отдала предпочтение рисованию.

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами создаются живописные изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, приобщает детей к миру прекрасного. Этот вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, фломастерами) я использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают малышей, тем самым вызывая стремление заниматься таким удивительным делом.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, а так же формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.

Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи

Образовательные:

Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

Формирование практических умений и навыков;

Обучение различными навыками работы с красками, гуашью.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Совершенствование движений рук;

Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Развитие речи детей.

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств (доброжелательность, умение общаться)

Развитие художественного вкуса;

Развитие усидчивости, целенаправленности.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук, детей раннего возраста.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание малыша, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:


Как сказал В.И. Сухомлинский «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Благодаря изодеятельности развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начала с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу начинали с одного цвета, а потом давала два - три цвета.

Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Предлагаю рисовать малышам не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.


Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т.д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть –

кто «спрятался» в этом отпечатке». В ходе рисования предлагаю малышам «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.

Еще одна техника, доступная детям 1,5 – 2 летнего возраста - это штамповка .

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

Чаще всего на своих занятиях с малышами я использую самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а так же штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.

И не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.




Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предлагаю малышу украсить орнаментом бумажную тарелку или чашку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы.

На первом этапе штамповка происходит только рука в руке с воспитателем, постепенно от уровня уверенности малыша предлагаю выполнить работу по подражанию.

Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес.



Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Чаще всего использовала массажный мячик.

Показывала приемы рисования на манке пальчиками, это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик. В ходе занятий использовали различные предметы для рисования палочки, грабельки и т.д.

Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки.

Рисование губкой позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. На начальном этапе я не ограничивала детей пределами контура (травка возле цыпленка, море под корабликом, небо). Но дети раннего возраста (в 2 года) могут рисовать и с использованием трафарета. Трафарет изготавливала из картона, а дети просто макали губкой внутри трафарета и получали нужное изображение.

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, предлагала нарисовать огонечки на ёлочке, точки на грибочке (мухомор), на божьей коровке.

Чтобы развитие мелкой моторики рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные игровые приемы, такие как пальчиковые игры, массаж рук пальцев и др. В ходе рисования постоянно побуждала детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предлагала нарисовать снежные комочки, чтобы слепить снеговика, разноцветные клубочки для котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т.п. или поиграть: «Пальчики гуляют»: топ – топ – топ. Чаще всего использовала не большие стихи, играя мы ещё и изучали основные цвета.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.

Никогда не говорила, что получилось плохо, потому что детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Вывод

Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы мягко и ненавязчиво меняется отношение детей к нетрадиционному рисованию.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Используемая литература

1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика - Синтез, 2006 г. 2.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г. 3.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009. 5.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

6. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. 1-3 года. М: «Владос».

7. Интернет – источники.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ (1-й год обучения) 1,5-2 года

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛЫ

Сентябрь

«Падают, падают листья».

учить рисовать пальчиками - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию осенней композиции «листопад», развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

вырезанные листочки из белого листа, краски (жёлтая, зелёная, красная) в плоских ёмкостях, салфетки.

«Весёлые мухоморы»

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на поверхность бумаги.

вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

«Мой любимый дождик»

учить изображать дождь из тучи ватными палочками, знакомить с синим цветом, развивать чувство ритма и цвета, воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику.

листы бумаги с контурным изображение тучи, гуашь синего цвета, ватные палочки, салфетки.

«Вот какие у нас птички».

показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек, знакомить с техникой «принт» (печать), вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования, развивать мелкую моторику.

лист бумаги белого цвета, плоские ванночки с краской, салфетки.

«Нарядные матрешки»

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на поверхность.

матрешки, вырезанные из бумаги, пальчиковая краска, салфетки

«Ягоды на тарелочке».

продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

«Рисуем на манке».

познакомить с техникой рисования на манной крупе пальчиками, развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

поднос или коробка из под конфет, манная крупа.

«Новогодняя елочка».

создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, продолжать учить рисовать пальчиками и ватными палочками огоньки, фонарики, используя яркие краски, развивать мелкую моторику.

трафареты ёлочек, гуашь разных цветов, салфетки.

«Пушистый снег».

(коллективная работа)

продолжать учить рисовать пальчиками и ладошками окунать в краску кончики пальцев, ладошки и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию композиции, развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

большой лист бумаги с изображением дерева, белая гуашь, салфетки.

«Снежные комочки».

закрепить умение рисовать пальчиками, развивать чувство композиции, цветовосприятия, развивать мелкую моторику.

лист бумаги синего или голубого цвета, белая гуашь, салфетки.

«Рисуем на манке».

продолжить знакомить с техникой рисования на манной крупе, развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

поднос или коробка из под конфет, манная крупа, массажный мячик

«Мои рукавички»

познакомить с техникой оттиск пробкой. Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок на силуэте.

силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета, салфетки.

«Мимоза для мамы».

продолжать учить рисовать пальчиками и штампами- окунать в краску кончики пальцев, штампы и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию праздничной композиции, развивать чувство цвета и ритма, развивать мелкую моторику.

листы бумаги с изображением ветки мимозы, краски (жёлтые) в плоских ёмкостях, штампы, салфетки.

«Ракета».

продолжать учить рисовать пальчиками, окунать в краску кончики пальцев, закрашивать поверхность не выходя за контуры рисунка, развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

листы бумаги с изображением ракеты, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

«Волшебные шарики».

познакомить с техникой рисования поролоновой губкой. Учить закрашивать плоскость не выходя за контур.

листы бумаги с изображением шариков, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

«Божьи коровки на лужайке».

Упражнять в технике рисования пальчиками и поролоном. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать поролоном травку.

листы бумаги с раскрашенными божьими коровками без точек на спинках, краски в плоских ёмкостях, поролон, ватман, салфетки,

«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа)
Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

заготовка солнышка на ватмане, краски в плоских ёмкостях, салфетки.

Олеся Чернышова

Цель : Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования .

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования .

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования .

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы :

Дети знакомятся с разными видами нетрадиционных способов рисования , многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся создавать свои шедевры. Таким образом, развивается творческая личность , способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

Существует много техник нетрадиционного рисования , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками , делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Ниткография

Скатывание салфетки

Рисование пальчиками

Рисование вилкой

Рисование жесткой полусухой кистью

Кляксография

Рисование пластилином

Рисование восковой свечой и акварелью


Существует еще очень много техник рисования , возраст моих ребятишек 3-4 года, поэтому пока остановились на этих.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

Индивидуальный план на 5 лет (2011-2015 г.) Каримуллиной Миляуши Гилумхановны воспитатель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» Высокогорский.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

В наше современное время есть много средств дл развития мелкой моторики, это и рисование, штриховка, мозаика. Но я хочу остановиться.

Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками. Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит.

Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные

техники рисования»

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Для рисования в домашних условиях можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь;; пластилин и тушь.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить трудные методы и техники:

    рисование песком;

    рисование мыльными пузырями;

    рисование мятой бумагой;

    кляксография с трубочкой;

    монотипия пейзажная;

    печать по трафарету;

    монотипия предметная;

    кляксография обычная;

    пластилинография;

    рисование на мокрой бумаге.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная и завораживающая, деятельность, которая удивляет и восхищает детей!

Предлагаю вам попробовать вместе с нами одну из указанных техник. Кляксография с трубочкой.

Перед началом любой работы с детьми по рисованию, необходимо провести пальчиковую гимнастику. Например:

Левой будем мы стучать, правой кольца рисовать.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Ну-ка ручки не ленитесь, хорошенько потрудитесь

Правой будем мы стучать, левой кольца рисовать.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Тук – колечко, тук – кольцо.

Также необходимо подготавливать глазки для работы. Здесь также можно использовать гимнастики в стихотворной форме. Например:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

(Посмотреть влево- вправо, вниз – вверх)

Красный, синий, голубой,

(Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз)

Не угнаться за тобой.

(Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.)

Затем на это пятно дуем из трубочки в разные направления. Конец трубочки не касается ни пятна, ни бумаги. Вот что у нас получилось. Таким же образом ставим красную кляксу и превращаем ее в цветок.

Детей перед началом работы нужно предупредить, что дуть резко не нужно, иначе вся гуашь уйдет в одном направлении, а нам нужно сделать так, чтобы пятна хватило на несколько лепестков. Вот у нас уже получилось четыре цветка. Рисуем пятый цветок, трубочки нам больше не понадобятся, убираем их на место. Недостающие детали нашего букета мы дорисуем кистью. Нарисуем стебельки нашим цветочкам.
Не хватает листочков, давайте их нарисуем. «Дивные цветы» готовы.

Такими несложными техниками вы можете выполнять разные работы с детьми. Кроме развития мелкой моторики в процессе движения трубочкой вы также укрепляете дыхательную систему. Наши дети получат массу положительных эмоций от выполненной работы, тем более что эту работу они выполняли вместе с вами.

Анастасия Зотова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Цель :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации.

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования ;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования ;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы :

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать . Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования , их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность , способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р . Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как : тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками , оттиск пробкой, восковые мелки + акварель , монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой , пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей . (Чем я еще могу рисовать ? Что я могу этим материалом нарисовать ) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов , требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости , развития мелкой моторики . Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки , различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы , самостоятельности детей , создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам .

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками ;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками .

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель ;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :

1. Изучение методической литературы по теме :

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками "

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду "- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки "

5. Журналы "Дошкольное воспитание ", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду »

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику :

1. Разработка перспективного план на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в старшей группе .

2. Консультация для родителей "Значение ».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию .

5. Мастер-класс по проведению занятия по .

Представление опыта работы :

1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования .

2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ».

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе . Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда . Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество» , вызывают у детей желание рисовать , дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия , творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем , что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно :

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования , по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей ;

Применяла такие методы :

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала :

Высокий – % - Средний – % - Низкий – %

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию .

Для воспитателей был проведен мастер – класс.

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хотите узнать как заинтересовать ребенка (Р), устроить креативный досуг, используя рисование как средство развития речи? Сегодня поговорим о том, как детское творчество может помочь малышам с проблемами дикции. Влияние изобразительной деятельности на овладение навыками родного языка неоспоримо.

Дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание. Но как быть, если у сына или дочки нет таланта художника? Не нужно быть вторым Пикассо, достаточно получать удовольствие от творческого процесса, а нетрадиционные техники помогут вашим отпрыскам преодолеть страх неудачи и создать свои первые творческие шедевры.

Во время творческих занятий:

  • запоминаются новые слова;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • задействуется речевой центр;
  • расширяется кругозор;
  • приобретаются навыки работы с новыми материалами;
  • снимаются детские страхи и неудачи;
  • развивается фантазия и воображение;
  • проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;
  • появляется уверенность в собственных силах;
  • тренируется внимание и усидчивость.

Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов - помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию. Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.

Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

Как наладить контакт с ребенком?

Вы уже поняли, что рисунок помогает ребенку расширить общие знания, получить новые навыки и умения. Но как же заинтересовать маленького исследователя и превратить скучное занятие в настоящее приключение? Деткам с особенностями развития, например с аутистическими чертами, необходимо почувствовать эмоционально-комфортную обстановку, которая будет способствовать интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Следует определить уровень подготовки будущего творца и узнать о его собственных интересах.

Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашивайте, что он хочет нарисовать и почему, а в конце занятия разузнайте о том, что получилось.

Самые необычные и наиболее креативные техники

Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.

Рисование пальчиками

Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками в краски, и вы поймете, что это не только эффективно, но и весело! Такой вариант отлично подойдет для дошкольников, которые еще не могут виртуозно держать кисточку или карандаш. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с цветом. Итак, что делать?

Начать занятие можно с яркого отпечатка детской ладошки, которая легко превратится в птицу или зверька, например в ежика или бабочку, а отпечатки пальцев - в ягоды или листья. Рисовать можно на большом листе бумаги (ватмане), на кафельных стенах в ванной комнате и даже на обоях - пальчиковые краски быстро смываются с любой поверхности и оставляют после себя лишь радость и положительные эмоции.

Не стоит ограничивать детское творчество, позвольте художнику раскрыться и получить удовольствие от креативного занятия. В наборы пальчиковых красок также входят трафареты и печати, которые разнообразят досуг.

Штампование

Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.

Паспорту

Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в настоящее искусство. Задача родителя или педагога - подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку. На втором листе Р проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет - ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.

Монотипия

Простейшая творческая техника, позволяющая создавать симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например, красивый цветок.

Складываем лист, для получения зеркального отпечатка немного придавливаем и открываем. Рисунок готов! Также можно выполнить задание посложнее. На сгибе бумаги нарисовать только половину предмета, например, половину бабочки. Сложить лист, а потом наслаждаться яркой летней бабочкой с абсолютно симметричными крыльями.
Кроме листа бумаги, можно отпечатывать рисунок с целлофана или стекла. Техника та же - сначала наносим краску на поверхность и, пока она не высохла, прикладываем чистый лист бумаги. Затем аккуратно снимаем. Что может быть проще? Дети обожают монотипию — она похожа на фокус или волшебство.

Раздувание

Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.

Используем губки

Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра - поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Разбрызгивание

Что может быть проще? С помощью обычной зубной щетки или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное, уникальный фон для дальнейшей работы. Детям предлагается макнуть щетину щетки в краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы, которые потом превращаются в необычную композицию. Привычные краски можно заменить на зубную пасту или фруктовый сок - так будет еще веселее.

Креативный песок

Надоели обычные краски? Тогда будет полезны занятия по развитию речи через рисование песком. Песочная анимация - это не просто детский досуг, а настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата. Заниматься таким хобби можно дома, на пляже и в песочнице — фантазия безгранична.

Для профессиональных уроков используется специальный песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на ровной поверхности - пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно начать заново.

Пуантилизм

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.

Пластлинография

Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все что потребуется для упражнения - лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.

Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции! Попробуйте разнообразить детский досуг и сразу увидите результат - кроха будет в восторге.

Это все на сегодня, не забудьте подписаться на обновления и показать статью друзьям - полезной информацией нужно делиться. Желаем вам творческих успехов